3.2. Испытания по определению параметров и характеристик гтд
Испытания проводятся только на специально подготовленном, метрологически аттестованном (имеющим аттестаты на все системы и паспорт) испытательном стенде. Стенд должен быть оснащен всеми системами, обеспечивающими замеры параметров и характеристик в соответствии с ТЗ на стенд, КД на двигатель и ведомостью измеряемых и контролируемых параметров. Параметры и характеристики двигателя контролируются и определяются в процессе испытания по оформленной методике, на основании которой формируется программное обеспечение ИВК (измерительно-вычислительного комплекса) стенда и технологический процесс испытания.
Порядок определения параметров и характеристик
(на примере двухкаскадного ДТРД):
- определение основных характеристик двигателя проводится при измерении дроссельных характеристик на режимах, назначенных на данное испытание с техническими условиями на испытания или программой испытания с учетом ограничений по Tr*, частоте вращения и т.п.;
- установление режимов в ходе испытания выполняется по тяге;
- допуск на установление режима по тяге – δR=±1% от устанавливаемого значения тяги;
- назначается и обеспечивается в ходе испытания максимальная измеренная частота вращения ротора первого каскада компрессора низкого давления (КНД) на взлетном режиме – не более nКНД изм = …об/мин;
- назначается и обеспечивается в ходе испытания максимальная измеренная частота вращения ротора второго каскада компрессора высокого давления (КВД) на взлетном режиме – не более nКНД изм = …об/мин;
- назначается и контролируется в ходе испытания максимальная температура газа в критическом сечении соплового аппарата первой ступени высокого давления (ТВД) на максимальном взлетном режиме – не более Т* Г СА = …К;
- назначается и контролируется в ходе испытания максимальная температура газа за турбиной на взлетном режиме – не более t*ТНД = …ºС;
- назначается и контролируется в ходе испытания максимальное полное давление за КВД на взлетном режиме – не более p*КВД = …кПа;
- программа регулирования ВНА компрессора высокого давления назначается по Инструкции для данного двигателя с данной САУ;
- все отборы воздуха от двигателя при определении параметров и характеристик должны быть выключены;
- при определении характеристик, двигатель выводится на требуемый режим и производится замер параметров. Время выдержки перед замером не менее 3 мин;
- при определении характеристик следует руководствоваться требованиями нормативной и конструкторской документации на двигатель.
Обобщая изложенное выше можно сказать, что в ходе испытания измеряются параметры двигателя на конкретно заданных режимах (в регламентированных «контрольных точках») и затем по измеренным параметрам определяются характеристики двигателя.
Испытание.
Как правило, испытания проводятся по следующей методике:
- выполняется ложный запуск двигателя (раскрутка двигателя пусковым устройством с подачей топлива в основную камеру сгорания, но без включения зажигания). Контролируются: частота вращения ротора двигателя, давление подаваемого топлива, давление масла подаваемого к подшипниковым опорам двигателя, время выбега ротора при останове.
- выполняется наружный осмотр двигателя с целью выявления течей топлива и масла, а также других неисправностей;
- устраняются отмеченные несоответствия;
- выполняется холодная прокрутка двигателя (раскрутка двигателя до назначенной для этой операции частоты вращения пусковым устройством, но без подачи топлива в основную камеру сгорания);
- выполняется запуск двигателя с выходом на режим устойчивого малого газа и работа на этом режиме 3…5 минут. По истечении указанного времени двигатель останавливается;
- выполняется анализ результатов запуска (зарегистрированных параметров), качества работы стендового оборудования, качества работы ИВК;
- выполняется наружный осмотр двигателя, лопаток КНД и турбины, реактивного сопла (выходного устройства), проверяется уровень масла в маслобаке (при необходимости дозаправляется);
- выполняется запуск двигателя и проводится испытание с замером параметров в контрольных точках на режимах согласно Программы испытаний.
Регистрация и обработка параметров двигателя и параметров по газовоздушному тракту, по которым выполняется оценка характеристик двигателя проводится с применением автоматизированной системы обработки результатов испытания. Вывод результатов измерений и обработанной информации выполняется на табуляграмму с одновременной записью на диск ЭВМ входящей в состав ИВК. Выход оперативной информации в ходе испытания выполняется на мониторы ЭВМ, расположенные на пульте управления и на рабочих местах ведущих инженеров. После завершения испытания с выполнением измерений и регистрации параметров на назначенных режимах в контрольных точках, обработки полученных результатов по разработанным методам и программам, приведения замеренных параметров к стандартным условиям двигатель останавливается и выполняется определение характеристик двигателя с построением графического отображения характера их
протекания. Выполняется сравнительный анализ сходимости полученных характеристик с рассчетными.
Пpиведение паpаметpов к МСА выполняется в связи с тем, что от изменения атмосферных условий существенно зависят определяемые параметры двига-теля. Следовательно, для сравнения параметров рабочего процесса, получае-мых в ходе испытаний двигателя в разное время суток и года, необходима работа двигателя не только на одинаковых режимах, но и при одинаковых атмосферных условиях. Поэтому полученные при различных испытаниях характеристики двигателя сравнивают только при стандартных атмосферных условиях, то есть после выполнения их приведения к МСА (Международной Стандартной Атмосфере – температура Тн = 15С, давление Рн = 760 мм.рт.ст.).
Формулы приведения можно использовать не только для приведения параметров к стандартным условиям, но и для приведения параметров к любым другим условиям работы. В частности, с помощью формул приведения можно решить обратную задачу, заключающуюся в том, что если известны приведенные параметры, то можно определить параметры двигателя в произвольных условиях, например высотных.
Этим приемом часто пользуются для предварительной оценки высотно-скоростных характеристик двигателя.
- Испытания и обеспечение надежности газотурбинных двигателей
- Оглавление
- 1.1. Испытания как средство обеспечения надежности гтд.
- 1.2. Виды работ и программы по созданию надежных гтд.
- 1.3. Структура работ по обеспечению надежности гтд.
- 1.4. Испытания на надежность.
- 3. Объект испытания на надежность.
- 2.1. Режимы работы гтд
- Реверсивные режимы работы
- Неустановившиеся режимы работы гтд
- 2.2. Категории и виды испытаний гтд Категории испытаний Предварительные испытания гтд
- Приемочные испытания гтд
- Ведомственные испытания
- Сертификационные испытания
- Приемо-сдаточные испытания
- Периодические испытания
- Типовые испытания
- Эксплуатационные испытания
- По месту и условиям проведения испытаний
- По определяемым характеристикам объекта
- 2.3.Этапы и виды работ при создании двигателей
- Производство
- 2.4. Испытания проводимые на этапе нир
- 2.5. Испытания гтд проводимые на этапе окр
- 2.6. Испытания проводимые на этапе серийного производства
- 3.1. Правила испытаний и приемки гтд Общие положения
- 3.2. Испытания по определению параметров и характеристик гтд
- 3.3.Основные положения методики обработки резуль-татов испытаний и определения характеристик гтд
- - Полное давление воздуха на входе в рмк, абсолютное
- - Температура воздуха на входе в рмк
- Применение методики обработки результатов испытаний для гтд
- Значения функции давления насыщенного водяного пара по температуре
- 3.4. Основные положения методики приведения основных параметров гтд к стандартным атмосферным условиям
- 3.5. Испытания по определению и проверке прочност-ных характеристик гтд.
- 3.6. Испытания по определению ресурсных характеристик гтд
- 3.7. Специальные испытания гтд
- Типы задач, решаемых при испытаниях двигателей.
- 4.1. Структура испытательной станции
- 4.2. Испытательные стенды, основные требования, схемы
- Двигатель для испытаний
- 4.3. Летные испытания, типовые летные испытания, особенности и основные требования, летающие лаборатории
- Типовые летные испытания гтд
- 4.4. Общие сведения и требования к летающим лабораториям.
- 5.1. Принципы подхода к подготовке программы испытаний гтд.
- 5.2. Особенности испытаний дтрд
- 5.3. Особенности испытаний трдф
- 5.4. Особенности испытаний гтд с реверсом тяги
- 5.5. Особенности испытаний гтд с отклоняемым векто- ром прямой тяги.
- 5.6. Особенности испытаний турбовальных и турбовинтовых гтд, эквивалентная мощность, требования к стендам.
- 5.7. Особенности испытаний пврд
- 6.1. Испытания компрессора (вентилятора)
- 6.2. Испытания основной камеры сгорания
- 6.3. Испытания турбины
- 6.4. Испытания систем автоматического управления (сау)
- 6.5. Исследования шума, генерируемого компрессором и соплом двигателя.
- 6.6. Испытания редукторов
- 6.7. Испытания стартеров
- 6.8. Испытания насосов и форсунок
- 6.9. Испытания топливорегулирующей аппаратуры
- 7.2. Обработка параметров, измеренных в процессе испытаний.
- 7.3. Общие сведения об измерениях и приборах для измерений
- 7.4. Измерение давлений
- 7.5. Приборы для измерения давлений
- 7.6. Измерение температур
- 7.7. Приборы для измерения температур
- 7.8. Измерение расхода топлива
- 7.9. Приборы для измерения расхода топлива
- 7.10. Измерение расхода воздуха
- 7.11. Измерение скорости потока жидкости и газа Определение величины скорости потока
- 7.12. Измерение крутящего момента.
- 7.13. Измерение частоты вращения
- 7.14. Измерение вибраций
- 7.15. Измерение напряжений в элементах гтд
- 7.16. Методы контроля состояния и обнаружения дефектов в ходе испытаний гтд
- 8.2. Измерительно-вычислительный комплекс (ивк)