logo
Испытания и надежность ГТД

6.2. Испытания основной камеры сгорания

1. Испытания основной камеры сгорания проводятся либо на специальных автономных стендах либо в составе газогенератора или двигателя.

2. Допускается часть автономных испытаний основных КС проводить с использованием отсеков камеры сгорания.

3. В отдельных случаях рекомендуется при доводке КС проводить испытания модели камеры для оптимизации элементов рабочего процесса.

4. Работы по доводке и основные характеристики, определяемые и оптимизируемые при автономных испытаниях основной камеры сгорания:

- величина коэффициента восстановления полного давления s во всем диапазоне эксплуатационных значений lк и aк (скорость и коэффициент избытка воздуха). Эти испытания проводятся на ПКС;

- зависимость коэффициента избытка воздуха при срыве пламени на «бедной» границе зоны устойчивого горения amax от величины lк и Тк, соответствующих малому газу и режимам сброса газа (испытания проводятся на ПКС или на отсеке).

- область устойчивого горения и воспламенения топлива на режимах запуска двигателя в координатах aк - lк при эксплуатационных значениях параметров воздуха и топлива на входе в КС и поддержании соответствующих условий для системы зажигания (испытания ПКС или

отсека); пусковые характеристики должны соответствовать ОСТ 1.00407-80.

- зависимость коэффициента полноты сгорания топлива h к от aк при постоянных значениях Рк и Тк, соответствующих величинам этих параметров на основных режимах работы двигателя (испытания ПКС или отсека). По результатам испытания определяются также зависимости полноты сгорания от температуры воздуха на входе в КС, температуры газа за КС и других параметров для разработки методики оценки температуры газа при испытаниях двигателей;

- зависимость максимальной окружности (qmax) и радиальной (qу) неравномерности поля температуры газа от aк, а также форма радиальной эпюры температуры на входе из КС при постоянных значениях Рк, Тк и aк, приближенных к режиму с наибольшей Тг (испытания ПКС). Оценка окружной эпюры температуры не менее, чем на трех радиусах с последующим амплитудно-гармоническим анализом и определением амплитуд гармоник (при необходимости). Оценка окружающей неравномерности давления и ее анализ;

- зависимость величины максимальной температуры секций системы охлаждения стенок жаровой трубы Тw max и неравномерности температур Тw max – Тw min от aк и lк на режимах с максимальным эксплуатационным значением Тк max и соответствующим ему или близким к максимальному значению Рк (испытания ПКС);

- пригодность КС для доводки в составе двигателя по наличию регулярных колебаний давления газа (испытания ПКС, а для трубчатокольцевых КС допускается отсек);

- уровень дымления камеры сгорания на основных эксплуатационных режимах (допускается испытание в составе двигателя).

5. Испытания КС в составе двигателя проводятся в стендовых условиях на этапе создания двигателя и при этом определяются следующие основные характеристики:

- надежность воспламенения топлива в основной КС и запуска двигателя во всех условиях определяемых ТТЗ и возможностями стенда;

- ресурс КС и ее тепловое состояние в том числе и при нестационарных режимах работы двигателя;

- характеристики неравномерности поля температуры газа (п.4.5) перед СА турбины (определяются в условиях максимально приближенных к эксплуатационным с учетом надежности приемников температуры);рекомен-дуется проверка влияния на поле температуры наработки двигателя.

- отсутствие виброгорения;

- величины максимальной температуры секций системы охлаждения стенок жаровой трубы Тw max и неравномерности T w max – T w min на режимах с максимальным эксплуатационным значением T к max и соответствующим ему или близким к максимальному значением Рк.

Испытания КС в составе двигателя производятся по программам климатических испытаний, в ТБК и летных испытаний, включая режимы

высотного запуска, на ЛЛ.

Специальные испытания камеры в составе двигателя проводятся в соответствии с перечнем испытаний для предъявления двигателя на ГСИ и выполняются по разрабатываемым и утвержденным программам, методикам.

Всегда проводятся испытания КС на основном, резервном, а иногда и альтернативном топливах.