5.8. Явление подрезания зубьев
При производстве зубчатых колёс по методу обкатки головки режущего инструмента иногда врезаются в ножки зубьев нарезаемого колеса. В результате этого ножки зубьев нарезаемого колеса оказываются как бы подрезанными (явление подрезания). При подрезании ножки зубьев ослабляются. При этом срезается часть эвольвенты, образующей профиль ножки зуба.
Если зацепление двух эвольвент, скреплённых двумя основными окружностями, которые вращаются вокруг неподвижных центров и, то при непрерывном зацеплении точка касания будет перемещаться по одной из эвольвент, удаляясь от начальной точки. Наоборот, по другой эвольвенте точка соприкасания будет перемещаться, приближаясь к начальной точке. При продолжающемся вращении основных окружностей точка касания в определённый момент времени совпадает с начальной точкой одной из эвольвент, что произойдёт в конце В теоретической линии зацепления АВ. Такое относительное расположение двух рассматриваемых эвольвент является пределом, далее которого эвольвентное зацепление невозможно. В самом деле, если вращение основных окружностей будет продолжаться и дальше, то общей точкой двух зацепляющихся кривых будет начальная точка одной из них. В этом случае нормальне будет проходить через полюс зацепления, вследствие чего передаточное отношение, ранее установленное парой зацепляющихся эвольвент, изменится и станет переменным.За пределами теоретической линии зацепления не удовлетворяется основной закон зацепления.
Явлением подрезания в теории зацепления называется пересечение траектории относительного движения конца профиля зуба одного колеса с эвольвентной частью профиля зуба сопряжённого с ним колеса.
На основании изложенного можно сделать вывод, что эвольвентное зацепление возможно только при условии, что окружность головок зубьев нарезающего колеса пересекает нормаль не далее точки В, т.е. точки, соответствующей концу теоретической линии зацепления АВ. При большой высоте зубьев может наступить явление подрезания. Так как размеры зуба колеса-инструмента стандартизованы и выполняются при одной и той же высоте, то при прочих равных условиях возможность подрезания определяется положением т.В на нормали , т.е. размерами меньшего колеса и, следовательно, его числом зубьев.
Условие, при котором отсутствует явление подрезания
(5.18)
Из формулы (5.18) следует, что наименьшее число зубьев малого колеса равняетсяпри этом большее колесо должно иметь число зубьев, т.е. большее колесо превращается в зубчатую рейку.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Основы теории механизмов и машин
- Введение. Краткие сведения из истории развития теории механизмов м машин
- Глава 1. Структура и классификация механизмов
- 1.1. Основные понятия теории механизмов и машин (машина, механизм, звено, кинематическая пара, высшие и низшие пары)
- 1.2. Классификация кинематических пар по числу степеней свободы и числу условий связи
- 1.3. Избыточные связи и лишние степени свободы в механизме
- Замена в плоских механизмах высших кинематических пар цепями с низшими парами
- 1.5. Образование плоских механизмов по Ассуру
- Глава 2. Кинематический анализ механизмов с низшими парами
- Определение положений и перемещений звеньев
- Определение скоростей и ускорений звеньев
- Глава 3. Кинематический анализ механизмов с высшими парами
- 3.1. Соотношение скоростей в высшей кинематической паре
- 3.2 Механизмы с постоянным передаточным отношением
- 3.3. Сателлитные механизмы
- Замкнутые дифференциальные механизмы.
- 3.4. Конический дифференциал
- 3.5. Волновые передачи
- 3.6. Механизмы с переменным передаточным отношением
- Кулачковые механизмы.
- Глава 4. Силы,действующие в механизме
- 4.1 Классификация сил
- Движущие силы и моменты.
- Силы полезного сопротивления
- 4.2. Силы инерци Общий случай движения.
- Поступательно - вращающееся звено.
- Вращающееся звено.
- 4.3. Силы трения Виды трения
- Сила трения.
- Трение качения.
- Коэффициент трения качения.
- Глава 5. Синтез зубчатых механизмов
- 5.1. Основная теорема и основной закон зацепления
- Из подобия иииимеем
- Равенство (5.4) называется основной теоремой зацепления.
- Расстояние a между точками иравно
- 5.2. Эвольвента окружности. Её уравнение и свойства
- 5.3. Свойства эвольвентного зацепления
- 5.4. Элементы эвольвентного зубчатого колеса
- 5.5. Исходный производящий реечный контур
- 5.6. Способы изготовления зубчатых колёс. Понятие о стандартном зацеплении
- 5.7. Определение монтажного угла зацепления ()
- 5.8. Явление подрезания зубьев
- 5.9. Исходный производящий реечный контур
- 5.10. Определение Zmin и Xmin из условия отсутствия подрезания
- 5.11. Определение толщины зуба по делительной окружности и окружности произвольного радиуса
- 5.12. Определение угла зацепления для колёс, нарезанных со сдвигом рейки
- 5.13. Определение геометрических размеров колёс со сдвигом
- Глава 6. Синтез кулачковых механизмов
- 6.1. Основные виды кулачковых механизмов
- 6.2. Исходные данные для проектирования кулачковых механизмов
- 6.3. Определение основных размеров кулачковых механизмов
- 6.4. Определение угла давления через основные параметры кулачкового механизма
- 6.5. Определение минимального радиуса профиля кулачка
- 6.6. Проектирование кулачковых механизмов из условия выпуклости кулачка
- Глава 7. Требования, предъявляемые к механизмам
- Факторы, определяющие работоспособность механизмов и их деталей
- . Материалы
- Точность изготовления деталей механизмов и приборов
- Заключение
- Библиографический список
- Оглавление
- 394026 Воронеж, Московский просп., 14