logo
bashta_t_m_gidravlicheskie_privody_letatel_nykh_apparatov

Выбор и расчет опорных цапф (подшипников)

В шестеренных насосах применяют опоры (подшипники) сколь­ жения и качения. Основным преимуществом подшипников качения яв­ ляется возможность приобретения их в готовом виде, а также относи­

тельная простота

монтажа;

недостаток — сравнительно

большие га­

бариты.

нагрузку

(давление) на опорную

поверхность

подшип­

 

Удельную

ников скольжения рассчитывают по фор­

 

 

1

 

 

муле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

k =

LR

 

 

(223)

 

 

 

 

 

 

 

2b^da

 

 

 

 

 

 

 

 

где LR — нагрузка

на

шестерню

в кГ

 

 

 

 

 

 

[рассчитывают

по

формуле

 

 

 

 

 

 

(222)];

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ьц ис1ц— длина и диаметр цапфы в см.

 

 

 

 

 

 

Опыт показывает,

что

допустимая

 

 

 

 

 

удельная нагрузка на подшипники из ка­

 

 

 

 

 

чественной свинцовистооловянистой брон­

 

 

I

 

 

зы

составляет

при работе на минераль­

 

 

 

 

ном масле kROU<80-±-l0Q кГ/см2. Однако

Рис.

93.

Схема

шестеренного

подобная нагрузка допустима лишь в том

насоса с

разгрузкой

шестерен

случае, если произведение этой нагрузки

от радиальных

сил

давления

на

окружную

скорость

цапфы

(шейки

 

 

жидкости

 

вала) V не будет превышать значения

 

 

 

 

(224)

 

 

 

 

W = kV< 150-^-200,

 

 

 

где k в кГ/см2 и У в м/сек.

Окружные скорости на поверхности шейки валика обычно не пре­ вышают 5 м/сек.

В авиационных насосах распространены подшипники качения и в особенности игольчатые подшипники. При изготовлении игольчатых подшипников необходим тщательный отбор игл по размеру: разность диаметральных размеров не должна превышать 0,002 мм; окружной суммарный зазор между иглами в собранном подшипнике должен со­ ставлять от 0,2 до 0,4 диаметра иглы; осевой зазор должен быть в пре­ делах 0,2—0,4 мм.