logo search
Испытания и надежность ГТД

5.5. Особенности испытаний гтд с отклоняемым векто- ром прямой тяги.

В отличие от обычных авиационных ГТД при испытании двигателей с отклоняемым вектором прямой тяги необходимо измерять несколько компонентов реактивной силы тяги: минимум вертикальную и горизонтальную составляющие, а при наличии двух поворотных сопел, также и момент относительно продольной оси двигателя.

Для решения такой задачи на стендах применяют двухкомпонентные а иногда и трехкомпонентные силоизмерительные устройства. Динамометрические платформы подвешенные на упругих шарнирах (лентах) имеют свободу перемещений в направлении измеряемых усилий и . Градуировочные устройства рычажного типа.

К недостаткам таких схем силоизмерительных устройств следует отнести некоторую конструктивную сложность, связанную с наличием двух динамометрических платформ, и пониженную чувствительность систем измерения составляющих сил тяги из-за наличия дополнительного подгружающего веса, который не только соизмерим с измеряемыми усилиями, но и может превосходить их в 3-4 раза.

Более конструктивным следует считать двухкомпонентные силоизмерительные устройства с одной динамометрической платформой.

В рассматриваемой схеме силоизмерительного устройства подгружающий вес не полностью вывешивается градуировочной системой измерения вертикальной составляющей силы тяги, а используется для предварительной нагрузки этой системы на величину, несколько превышающую максимальное измеряемое усилие. Измерение усилия сводится к измерению «уменьшения» этого дополнительного веса под действием вертикальной силы тяги, что повышает точность определения усилия .

Многокомпонентные силоизмерительные устройства обладают метрологическими особенностями, которые обусловлены взаимным влиянием их измерительных и градуировочных систем, приводящие к появлению дополнительных погрешностей измерения.

Рассмотрим основные из них:

установочная погрешность взаимовлияния. Эта погрешность вызывается отклонением оси испытуемого двигателя от оси измерительного устройства.

Должна быть получена зависимость установочной погрешности измерения горизонтальной силы тяги, обусловленная влиянием вертикального усилия.

относительная установочная погрешность взаимовлияния зависит от отношения вертикальной и горизонтальной сил тяги и при ошибке установки двигателя в 30´ может достигать значений нескольких десятых процента.

погрешность взаимовлияния измерительных систем, обусловленная перемещением динамометрической платформы в процессе измерения усилий.