5.4. Особенности испытаний гтд с реверсом тяги
Эффективность реверсивного устройства двигателя оценивается коэффициентом реверсирования
R=, (4.10)
где (обратная сила тяги) и (прямая сила тяги) берутся для одной и той же частоты вращения.
Коэффициент реверсирования зависит от конструкции реверсивного устройства, режима работы двигателя и скорости обдувающего потока.
Для определения коэффициента реверсирования необходимо измерять прямую и обратную силы тяги. В стендовых условиях это можно осуществить на обычных или специальных силоизмерительных устройствах. На обычных силоизмерительных устройствах градуировочное устройство во
время измерения загружается усилием, превышающим максимально возможную обратную силу тяги на 10-15 %. Прямая и обратная силы тяги определяются по формулам:
В связи с тем, что и вычисляются как разности двух измеренных величин, погрешность вычисленных величин больше чем непосредственно измеренных и .
В специальных силоизмерительных устройствах, измерение прямой и обратной сил тяги производится непосредственно измерителем, который с помощью системы рычагов подключается на восприятие только одного усилия. Погрешность измерения сил тяги в этом случае значительно меньше.
В боксе, предназначенном для испытания двигателей с реверсивным устройством, должен быть организован отвод выхлопных газов так, чтобы не искажалось измерение прямой и обратной сил тяги.
При проведении типовых испытаний двигателей с реверсивным устройством тщательно исследуются потери в элементах реактивного сопла, влияние включенного реверса на вибронапряжения в лопатках последней ступени турбины и вибрации двигателя.
К специальным стендовым испытаниям следует отнести определение уровня истинных напряжений и температур в элементах конструкции реверсивного устройства, определение приемистости при обратной силе тяги, времени перекладки реверса из одного крайнего положения в другое и проверку работы механизмов приводов во время 150-часовых испытаний.
Для проверки приемистости при обратной силе тяги рычаг управления двигателя, работающего на режиме земного малого газа, быстро (в течение не более 1 с), после получения сигнала о перекладке реверса, переводят в положение, соответствующее максимальной обратной силе тяги.
За время приемистости принимается промежуток времени от момента начала перемещения РУД до момента достижения 95 % от максимальной обратной силы тяги.
При 150-часовых испытаниях проводят около 200 циклов включения и выключения реверса при различных режимах работы двигателя.
Работа реверса должна быть безотказной, а время перекладки из одного крайнего положения в другое на любом режиме работы двигателя не должно быть более 2 с.
Значительный объем доводочных работ по отработке реверсивного устройства проводится во время летных испытаний, так как работа реверсивного устройства во многом зависит от компоновки двигателя и места установки его на самолете. Основные вопросы, которые решают при летных испытаниях, следующие:
1) определение коэффициента реверсирования в зависимости от скорости обдувающего потока;
2) определение условий попадания реверсивных струй во входное устройство двигателя;
3) определение температурного состояния узлов конструкции двигателя и самолета вблизи реверсивных струй.
Величина коэффициента реверсирования с ростом скорости обдувающего потока увеличивается и может достигнуть значения единицы или даже несколько больше [50] за счет роста донного разряжения и изменения обтекания мотогондолы и других частей самолета. Эти сведения необходимы для определения летно-технических свойств самолета.
С уменьшением скорости обдува возникает опасность попадания горячих газов во входное устройство двигателя, что может привести к помпажу. При определенной скорости пробега реверсивное устройство должно отключаться или же двигатель должен переводиться на пониженную частоту вращения. Указанные ограничения должны быть экспериментально определены.
Перегрев элементов самолетных конструкций и нарушение управляемости самолета во время работы реверса недопустимы (например, в случае установки двигателя в хвосте самолета горячие газы могут достигать кромки крыла, шасси; при боковом ветре реверсивные струи от двигателей, установленных в крыле, могут вызвать односторонние нагрузки на хвостовом оперении). Для устранения неблагоприятных явлений прибегают к изменению конструкции реверса: изменению направления истечения реверсивных струй, несимметричному истечению их из сопла и т.д.
- Испытания и обеспечение надежности газотурбинных двигателей
- Оглавление
- 1.1. Испытания как средство обеспечения надежности гтд.
- 1.2. Виды работ и программы по созданию надежных гтд.
- 1.3. Структура работ по обеспечению надежности гтд.
- 1.4. Испытания на надежность.
- 3. Объект испытания на надежность.
- 2.1. Режимы работы гтд
- Реверсивные режимы работы
- Неустановившиеся режимы работы гтд
- 2.2. Категории и виды испытаний гтд Категории испытаний Предварительные испытания гтд
- Приемочные испытания гтд
- Ведомственные испытания
- Сертификационные испытания
- Приемо-сдаточные испытания
- Периодические испытания
- Типовые испытания
- Эксплуатационные испытания
- По месту и условиям проведения испытаний
- По определяемым характеристикам объекта
- 2.3.Этапы и виды работ при создании двигателей
- Производство
- 2.4. Испытания проводимые на этапе нир
- 2.5. Испытания гтд проводимые на этапе окр
- 2.6. Испытания проводимые на этапе серийного производства
- 3.1. Правила испытаний и приемки гтд Общие положения
- 3.2. Испытания по определению параметров и характеристик гтд
- 3.3.Основные положения методики обработки резуль-татов испытаний и определения характеристик гтд
- - Полное давление воздуха на входе в рмк, абсолютное
- - Температура воздуха на входе в рмк
- Применение методики обработки результатов испытаний для гтд
- Значения функции давления насыщенного водяного пара по температуре
- 3.4. Основные положения методики приведения основных параметров гтд к стандартным атмосферным условиям
- 3.5. Испытания по определению и проверке прочност-ных характеристик гтд.
- 3.6. Испытания по определению ресурсных характеристик гтд
- 3.7. Специальные испытания гтд
- Типы задач, решаемых при испытаниях двигателей.
- 4.1. Структура испытательной станции
- 4.2. Испытательные стенды, основные требования, схемы
- Двигатель для испытаний
- 4.3. Летные испытания, типовые летные испытания, особенности и основные требования, летающие лаборатории
- Типовые летные испытания гтд
- 4.4. Общие сведения и требования к летающим лабораториям.
- 5.1. Принципы подхода к подготовке программы испытаний гтд.
- 5.2. Особенности испытаний дтрд
- 5.3. Особенности испытаний трдф
- 5.4. Особенности испытаний гтд с реверсом тяги
- 5.5. Особенности испытаний гтд с отклоняемым векто- ром прямой тяги.
- 5.6. Особенности испытаний турбовальных и турбовинтовых гтд, эквивалентная мощность, требования к стендам.
- 5.7. Особенности испытаний пврд
- 6.1. Испытания компрессора (вентилятора)
- 6.2. Испытания основной камеры сгорания
- 6.3. Испытания турбины
- 6.4. Испытания систем автоматического управления (сау)
- 6.5. Исследования шума, генерируемого компрессором и соплом двигателя.
- 6.6. Испытания редукторов
- 6.7. Испытания стартеров
- 6.8. Испытания насосов и форсунок
- 6.9. Испытания топливорегулирующей аппаратуры
- 7.2. Обработка параметров, измеренных в процессе испытаний.
- 7.3. Общие сведения об измерениях и приборах для измерений
- 7.4. Измерение давлений
- 7.5. Приборы для измерения давлений
- 7.6. Измерение температур
- 7.7. Приборы для измерения температур
- 7.8. Измерение расхода топлива
- 7.9. Приборы для измерения расхода топлива
- 7.10. Измерение расхода воздуха
- 7.11. Измерение скорости потока жидкости и газа Определение величины скорости потока
- 7.12. Измерение крутящего момента.
- 7.13. Измерение частоты вращения
- 7.14. Измерение вибраций
- 7.15. Измерение напряжений в элементах гтд
- 7.16. Методы контроля состояния и обнаружения дефектов в ходе испытаний гтд
- 8.2. Измерительно-вычислительный комплекс (ивк)