logo search
Испытания и надежность ГТД

7.2. Обработка параметров, измеренных в процессе испытаний.

Целью обработки параметров, измеренных в процессе испытаний, является определение основных данных двигателя и приведение этих данных к стандартным атмосферным условиям.

В измеренные при испытаниях значения параметров, при необходимости, должны быть внесены поправки в соответствии с графиками градуировки средств измерений, полученными экспериментально-расчетным путем.

Обработка основных данных двигателя ( тяга, мощность, удельный расход топлива, расход воздуха и др.) производится по методикам, разработанным разработчиком двигателя и согласованным с НИИ промышленности и заказчика.

Все измеренные при испытаниях параметры, значения которых зависят от атмосферных условий, в целях сравнения с заявленными данными двигателя должны быть приведены к заявленным режимам и стандартным атмосферным условиям по ГОСТ при Н=0, М=0 с учетом влажности атмосферного вохдуха в соответствии с методикой для данного двигателя.

Для всех типов ГТД к стандартным атмосферным условиям приводятся:

Примечание:

перечень параметров, подлежащих приведению к стандартным атмосферным условиям, устанавливается программой испытаний.

При испытаниях двигателей на стендах предприятий должны использоваться средства измерения, допущенные Госстандартом РФ к применению, после их государственной или ведомственной метрологической аттестации и средства измерений специального назначения после ведомственной метрологической аттестации, имеющие аттестаты, свидетельства и поверительные клейма. Ко всей измерительной аппаратуре, применяемой при испытаниях двигателей, должна быть приложена техническая документация, обеспечивающая эксплуатацию и поверку средств измерений.

Оценка погрешностей средств измерения и форма представления результатов измерений должны соответствовать ГОСТ и МИ.

Вся техническая документация метрологического обеспечения испытаний ( программы метрологической аттестации, методики поверки, методики выполнения измерения) должна пройти метрологическую экспертизу в отделе главного метролога изготовителя двигателя.

Измерения параметров двигателя необходимо производить по методикам выполнения измерения ( МВИ), разработанным и аттестованным в соответствии с ГОСТР 8.563 и рекомендациями МИ 2377.

Методика выполнения измерения для двигателя должна быть согласована с НИИ промышленности и заказчика.

Погрешность измерения параметров двигателя определяется согласно МИ 1317 интервалом, в котором с установленной вероятностью Ро=0,95 находится суммарная погрешность измерения.

В тех случаях, когда измерение нельзя повторить, помимо границ погрешности результата измерения, соответствующих доверительной вероятности Ро=0,95, допускается указывать границы для доверительной вероятности Ро=0,99.

Определение суммарных погрешностей измеряемых параметров двигателя необходимо производить для рабочих условий, указанных в программах стендовых испытаний.

Требования к точности измерения основных параметров ГТД на установившихся режимах приведены в Таблице.

Требования к объему и точности измерения параметров для конкретного типа двигателя должны устанавливаться разработчиком с учетом обеспечения метрологической точности определения параметров в

зависимости от заданной точности их поддержания в ТТЗ.

Для выносных коробок приводов агрегатов, редукторов и трансмиссии требование к допустимой погрешности измерения параметров устанавливаются разработчиком и согласовываются с НИИ промышленности и заказчика.

Таблица – Требования к точности измерения основных параметров ГТД

Измеренный параметр двигателя

Диапазон изме-

рения или нормируемые значения (НЗ).

Погрешность при доверительной

вероятности Ро=0,95.

1.Усилия на станке от тяги или момента

От 0,7 до взлетного (форсажного)

+0,5% от измеряемой величины (ИВ)

2.Расход топлива.

То же

+0,5% от ИВ

3.Расход воздуха.

То же

+0,7% от ИВ

4.Частота вращения.

(20…100%) или

до возможной в эксплуатации по

ОДД и РЭ

+0,2% от верхнего предела измерения (ВП)

5.Прокачка масла.

Нормированное значение (НЗ)

+0,3% от НЗ

6.Расход масла.

То же

+0,5% от НЗ

7.Температура воздуха на входе в

двигатель.

(215…325)К

(325…600)К

+1,6 К

+6,0 К

8.Температура воздуха за компрессором.

НЗ

+1,0% от ВП НЗ

9.Температура газов за турбиной.

НЗ

+ 1,0% от ВП НЗ

10.Температура масла на входе в двигатель.

НЗ

+ 1,5% от ВП НЗ

11.Давление атмосферного воздуха.

НЗ

+ 67 Па ( +0,5 мм.рт.ст.)

12.Перепад между Ратм. воздуха и

Р воздуха на входе в двигатель при испытаниях.

НЗ

+ 50 Па ( +5 мм.вод.ст.)

от ИВ

13.Давление воздуха на входе в двигатель при испытаниях его с наддувом.

НЗ

+0,4% от НЗ

14.Перепад между полным и статическим давлением в мерном участке входного коллектора.

НЗ

+50 Па (+5 мм вод.ст.) от ИВ

15.Давление воздуха за компрессором

НЗ

+0,5% от ВП НЗ

16.Давление газов за турбиной.

НЗ

+0,5% от ВП НЗ

17.Давление топлива в предусмотренных точках топливной системы.

НЗ

+1,0% от ВП НЗ

18.Давление масла в предусмотренных точках «масляной» системы.

НЗ

+1,0% от ВП НЗ

19.Относительная влажность атмосферного воздуха на территории испытательной станции.

(0…100)% при

(273…337)К

(0…100)% при

(213…273)К

+2,0% от ВП

+4,0% от ВП

20.Амплитуда виброскорости, виброускорения, виброперемещения при колебаниях с частотой ротора.

НЗ

10…12 % от ВП НЗ

Примечание – Погрешность измерения усилия на станке от тяги или момен-

та, при величине усилия меньше 0,7 от максимального, устанавливается для данного типа двигателя изготовителем и согласовывается с разработчиком двигателя.