logo search
Шахова Литвинова

3.11.5. Окончательная отделка бортов и низа изделия

Швы обтачивания бортов увлажняют и разутюживают на прессе со спецподушкой или на спецколодке, которая заканчивается острыми углами. В изделиях из толстых тканей срезы шва разрых-

113

ляют. Чтобы обеспечить вы­сокое качество обработки бор­та, необходимо сохранить прямую линию, ровно разло­жив борт на колодке и рас­правив шов в углах.

Если обтачивание бортов выполнялось без специальной машины с ножом, то шов об­тачивания борта подрезают в зависимости от окончательной обработки бортов. Край борта может быть обработан окон­чательно с отделочной строч­кой или в «чистый край».

Рис. 72. Выметывание бортов и низа из-делия на спецмашине

При обработке края борта с отделочной ст р о ч -кой после разутюживания шва обтачивания подрезают припуски шва, оставляя со стороны полочки 3—4 мм, а со стороны подборта 4—5 мм. Затем подборт вывертывают на лицевую сторону, выправ­ляя в углах, и выметывают на спецмашине 2222 кл. В изделиях с застежкой до лацкана лацкан выметывают со стороны полочки, а борт — со стороны подборта, выправляя и закрепляя кант шириной 1—3 мм в зависимости от толщины ткани (рис. 72).

В изделиях с застежкой доверху борта выметывают со стороны подбортов за один прием.

Одновременно с выметыванием бортов заметывают низ изделия по намеченной линии. Для улучшения качества при выметывании прокладывают со стороны подборта вторую строчку на расстоянии 20—25 мм от края и параллельно борту. При отсутствии спецма­шины выметывание выполняют ручными косыми стежками длиной 10—15 мм. Затем борта и низ приутюживают. Для получения тонкого края борта и низа влажно-тепловую обработку выполняют на прессе.

Отделочную строчку прокладывают одновременно на ворот­нике, борте и лацкане; ширина ее зависит от модели.

При обработке изделия в «ч и с т ы й к р а й» для обеспечения устойчивости борта в процессе носки применяют следующие спо­собы: настрачивание припусков, закрепление их потайными стеж­ками или клеевым способом.

Настрачивание припусков применяется в изделиях из тонких тканей на расстоянии от шва обтачивания 2—3 мм, не доходя до углов 30—40 мм. В изделиях с застежкой доверху припуск на шов настрачивают на подборт (рис. 73, а), а в изделиях с застежкой

114

а б в

Рис. 73. Закрепление шва обтачивания борта на стачивающей машине

до лацкана припуск на шов на участке лацкана настрачивают на полочку, а по краю борта — на подборт (рис. 73, б). В конце лац­кана припуск надсекают. Настрачивание выполняют по лицевой стороне (рис. 73, в). Дальнейшая обработка борта такая же, как указано выше.

При обработке борта в «чистый край» припуски потайными стежками закрепляют до выметывания бортов на спецмашине потайного стежка. Для этого после разутюживания их направляют в сторону бортовой прокладки и закрепляют потайными подшивоч­ными стежками на спецмашине или вручную (рис. 74, а). В изде­лиях с застежкой до лацкана припуск на участке от лацкана до низа перемещают внутрь в сторону полочки для образования канта, а на участке лацкана —• в сторону подборта.

В изделиях с застежкой доверху припуски закрепляют по всей длине так же, как на участке от лацкана до низа. Во избежание перемещения края после выполнения первой строчки выметывания подборт прикрепляют к бортовой прокладке на спецмашине потай­ного стежка. Дальнейшая обработка края борта аналогична обра­ботке края борта с отделочной строчкой.

При клеевом способе закрепления края лацканов, бортов и низа изделия применяются клеевые пленка, нить или паутинка.

Клеевую пленку шириной 5 мм прокладывают на спецмашине после разутюживания швов обтачивания бортов по изнанке полоч­ки на расстоянии 1 мм от строчки обтачивания бортов, а внизу — по припуску на подгиб на расстоянии 3 мм от линии низа

115

Рис. 74. Закрепление шва обтачивания борта: а — на спецмашине потай­ного стежка; бклеевой пленкой; в — клеевой нитью

(рис. 74, б). Края пленки не должны выходить из-под швов под-бортов. Клеевую пленку прокладывают перед вывертыванием углов бортов и лацканов на лицевую сторону.

При прикреплении швов клеевыми нитью или паутинкой клеевую нить прокладывают на шов обтачивания бортов по под-бортам со стороны, прилегающей к бортовой прокладке, на стачи­вающей машине, заправляя ее в шпульку челночного комплекта. Клеевую нить прокладывают перед операцией вывертывания углов бортов и лацканов на лицевую сторону (рис. 74, в).

В изделиях с подбортами, цельнокроенными с полочками, клеевую нить прокладывают на бортовую прокладку при ее обра­ботке. Клеевую паутинку в виде полоски шириной 13—15 мм при­тачивают к шву обтачивания бортов на стачивающей машине со стороны, прилегающей к полочке (бортовой прокладке), или про­кладывают при обтачивании бортов, подкладывая ее со стороны полочек или подбортов.

Дальнейшая обработка края борта проводится так же, как описано выше.