logo search
Испытания и надежность ГТД

7.9. Приборы для измерения расхода топлива

Дроссельные расходомеры представляют собой местное сужение трубопровода, в котором поток разгоняется, а статическое давление уменьшается. По перепаду давления до дросселя и в месте сужения определяется мгновенный расход топлива. Для несжимаемой жидкости при отсутствии трения уравнение Бернулли имеет вид: Δp = 0,5 ρ W2, откуда W= Подставляя значение W в уравнение неразрывности Gт = ρWFo, получаем формулу для определения расхода топлива , где Fо – площадь отверстия дроссельной шайбы; Δρ – перепад давления на дроссельной шайбе; ρ – плотность топлива. Чтобы учесть отличие реального течения от идеального в полученное соотношение вводится так называемый коэффициент расхода μ и формула для определения расхода Gт приобретает вид Gт= μFo.

Дроссельные шайбы, используемые в расходомерах, нормированы (на каждой шайбе проставлен коэффициент μ и площадь Fo ), что позволяет использовать их без предварительной тарировки.

Дроссельные расходомеры при правильной установке и эксплуатации в условиях установившихся потоков имеют погрешность не более ±1,5%.

Скоростные расходомеры используют часть энергии поступательного движения потока для вращения крыльчатки, ось которой совпадает с осью трубопровода. Скорость вращения крыльчатки и величина объемного расхода рабочего тела связаны уравнением

n = c · Q, где

n – частота вращения крыльчатки; Q – объемный расход топлива; с – коэффициент пропорциональности, зависящий от конструкции крыльчатки (числа лопастей, их наклона к направлению потока, трения в опорах и т.д.); при малых расходах величина коэффициента с переменна.

В наиболее простой схеме скоростного расходомера вращение от крыльчатки передается с помощью двух магнитов через герметичную перегородку. Магнит вращает прерыватель. Количество импульсов тока, пропорциональное суммарному расходу топлива, считается электрическим счетчиком.