2.6. Испытания проводимые на этапе серийного производства
Основными категориями контрольных стендовых испытаний двигателей серийного производства являются:
- предъявительские;
- приемо-сдаточные;
- квалификационные;
- периодические;
- типовые (технологические).
В категории испытаний могут быть включены специальные виды испытаний (проверка отсутствия автоколебаний лопаток компрессоров, проверка газодинамической устойчивости, проверка ВСХ, измерение температурного поля за турбиной, проверка на отсутствие виброгорения в форсажной камере и др.), которые должны быть указаны в Технических Условиях на конкретный двигатель.
Целью проведения предъявительских испытаний двигателя является:
- проверка качества изготовления и сборки двигателя;
- проведение приработки деталей и агрегатов с загрузкой приводов агрегатов Летательного Аппарата;
- отладка работы (регулировка) двигателя по режимам и наработка на режимах;
- оценка соответствия параметров и технических характеристик двигателя заданным Техническими Условиями;
- определение возможности предъявления двигателя на приемо-сдаточные испытания.
Наработка двигателя при проведении испытаний должна быть не менее значения, указанного в программе испытаний двигателя.
Приемо-сдаточные испытания состоят из двух этапов целью которых является:
1 этап – приработка деталей и агрегатов, комплектующих двигатель, отладка двигателя, проверка соответствия качества сборки, регулировки его параметров и характеристик заданным ТУ;
2 этап – «Акт сдачи», приемка двигателя заказчиком.
Приемо-сдаточным испытаниям подвергается каждый двигатель, прошедший с положительными результатами предъявительские испытания и переборку с учетом мероприятий по устранению выявленных дефектов и отклонений от норм ТУ, а также двигатели одноразовой сборки. Перед предъявлением на «Акт сдачи» двигатель в процессе испытаний проверяется ОТК на всех предусмотренных программой режимах и на отсутствие дефектов. Во время акта сдачи двигатель не должен иметь отклонений от требований ТУ.
Квалификационные испытания проводят с целью:
- проверки соответствия двигателей требованиям конструкторской документации;
- оценки проведенных мероприятий по устранению недостатков, выявленных на Государственных стендовых испытаниях и (или) сертификационных испытаниях;
- проверки разработанных технологических процессов;
- определения готовности производства к выпуску двигателей соответствующих типовой конструкции (требованиям КД) в заданном объеме.
Квалификационные испытания для всех типов двигателей проводятся за установочную серию (определенного количества двигателей, изготовленных в процессе освоения производства). При выпуске двигателя на нескольких предприятиях квалификационные испытания проводятся на каждом серийном и ремонтном предприятии, за исключением завода-изготовителя двигателя для ГСИ или СКИ, если после ГСИ и СКИ не проводятся мероприятия, требующие существенных изменений технологических процессов.
Результаты квалификационных испытаний оформляются актом.
Если двигатель выдержал квалификационные испытания, то качество партии двигателей, за которую проводились испытания (установочной серии), а также возможность дальнейшего изготовления и приемки двигателей по той же технической документации, по которой изготовлен испытанный двигатель, считается подтвержденным.
Периодические испытания проводят с целью:
- контроля стабильности производства и технологического процесса в контролируемом периоде (или контролируемом количестве);
- контроля качества двигателей, изготовленных в контролируемом периоде (или контролируемом количестве);
- подтверждения возможности изготовления и приемки двигателей по действующей технической документации.
Периодические испытания для всех типов двигателей проводятся выборочно на одном экземпляре из числа двигателей, изготовленных в контролируемом календарном периоде, или за партию двигателей из числа двигателей контролируемого количества.
При стабильном производстве двигателей, соответствии их нормам безотказности, начиная с 3-го года выпуска такие испытания по согласованию с разработчиком, изготовителем и военным представительством могут не проводиться. Примечание: для сертифицированных двигателей и их основных деталей и их основных деталей стратегия управления ресурсом должна соответствовать требованиям и положениям ФАП.
Периодические испытания двигателя состоят из отдельных этапов. Этап состоит из отдельных циклов. До начала (до первого этапа) периодических испытаний проводятся снятие дроссельной характеристики
двигателя, измерение вибраций и другие работы, предусмотренные программой испытаний.
В перерывах между этапами испытаний предусматривается проведение запусков, в том числе «холодных».
Перед началом и в конце периодических испытаний должна проводиться градуировка систем измерения тяги (мощности), расхода топлива и информационно-измерительных систем.
Оценка характеристик двигателя на соответствие ТУ при периодических испытаниях производится в начале и в конце испытаний (до этапов с подогревом воздуха на входе) и на контрольных точках на каждом этапе. После периодических испытаний проводятся следующие работы:
- консервация двигателя согласно инструкции;
- разборка двигателя, дефектация, микрообмер, специальные виды контроля согласно инструкции по проведению работ после периодических испытаний;
- дефектация комплектующих изделий, предусмотренная на предприятии-изготовителе двигателя;
- отправка покупных агрегатов и комплектующих изделий, оценка которых по ТУ предусмотрена на предприятиях-изготовителях для получения заключений, если иное не предусмотрено по проведению работ после периодических испытаний;
- обработка результатов испытаний и оформление отчета.
Если двигатель выдержал периодические испытания, то качество двигателей контролируемой партии или изготовленных в контролируемый календарный период считается подтвержденным данными испытаниями.
Типовые испытания проводятся с целью:
- проверки конструктивных и технологических изменений, вносимых для усовершенствования серийного двигателя;
- проверки ремонтной технологии, ремонтно-монтажного инструмента и приспособлений;
- проверки эффективности мероприятий, разработанных для устранения дефектов, выявленных при серийном производстве, ремонте и эксплуатации двигателей;
- уточнения предельных износов и зазоров ремонтных двигателей;
- уточнения содержания группового комплекта для ремонта двигателя;
- при замене производителя материалов, основных узлов и деталей, а также агрегатов и покупных изделий.
Программы типовых испытаний составляются в зависимости от цели данных испытаний и должны, как правило, по длительности соответствовать периодическим испытаниям. По окончании испытаний дается оценка ремонтной технологии и определяется возможность использования ее на ремонтных предприятиях. Подход к оценке типовых испытаний аналогичен подходу к оценке периодических испытаний, но с учетом конкретных целей этих испытаний.
Лекция 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСПЫТАНИЙ ГТД
- Испытания и обеспечение надежности газотурбинных двигателей
- Оглавление
- 1.1. Испытания как средство обеспечения надежности гтд.
- 1.2. Виды работ и программы по созданию надежных гтд.
- 1.3. Структура работ по обеспечению надежности гтд.
- 1.4. Испытания на надежность.
- 3. Объект испытания на надежность.
- 2.1. Режимы работы гтд
- Реверсивные режимы работы
- Неустановившиеся режимы работы гтд
- 2.2. Категории и виды испытаний гтд Категории испытаний Предварительные испытания гтд
- Приемочные испытания гтд
- Ведомственные испытания
- Сертификационные испытания
- Приемо-сдаточные испытания
- Периодические испытания
- Типовые испытания
- Эксплуатационные испытания
- По месту и условиям проведения испытаний
- По определяемым характеристикам объекта
- 2.3.Этапы и виды работ при создании двигателей
- Производство
- 2.4. Испытания проводимые на этапе нир
- 2.5. Испытания гтд проводимые на этапе окр
- 2.6. Испытания проводимые на этапе серийного производства
- 3.1. Правила испытаний и приемки гтд Общие положения
- 3.2. Испытания по определению параметров и характеристик гтд
- 3.3.Основные положения методики обработки резуль-татов испытаний и определения характеристик гтд
- - Полное давление воздуха на входе в рмк, абсолютное
- - Температура воздуха на входе в рмк
- Применение методики обработки результатов испытаний для гтд
- Значения функции давления насыщенного водяного пара по температуре
- 3.4. Основные положения методики приведения основных параметров гтд к стандартным атмосферным условиям
- 3.5. Испытания по определению и проверке прочност-ных характеристик гтд.
- 3.6. Испытания по определению ресурсных характеристик гтд
- 3.7. Специальные испытания гтд
- Типы задач, решаемых при испытаниях двигателей.
- 4.1. Структура испытательной станции
- 4.2. Испытательные стенды, основные требования, схемы
- Двигатель для испытаний
- 4.3. Летные испытания, типовые летные испытания, особенности и основные требования, летающие лаборатории
- Типовые летные испытания гтд
- 4.4. Общие сведения и требования к летающим лабораториям.
- 5.1. Принципы подхода к подготовке программы испытаний гтд.
- 5.2. Особенности испытаний дтрд
- 5.3. Особенности испытаний трдф
- 5.4. Особенности испытаний гтд с реверсом тяги
- 5.5. Особенности испытаний гтд с отклоняемым векто- ром прямой тяги.
- 5.6. Особенности испытаний турбовальных и турбовинтовых гтд, эквивалентная мощность, требования к стендам.
- 5.7. Особенности испытаний пврд
- 6.1. Испытания компрессора (вентилятора)
- 6.2. Испытания основной камеры сгорания
- 6.3. Испытания турбины
- 6.4. Испытания систем автоматического управления (сау)
- 6.5. Исследования шума, генерируемого компрессором и соплом двигателя.
- 6.6. Испытания редукторов
- 6.7. Испытания стартеров
- 6.8. Испытания насосов и форсунок
- 6.9. Испытания топливорегулирующей аппаратуры
- 7.2. Обработка параметров, измеренных в процессе испытаний.
- 7.3. Общие сведения об измерениях и приборах для измерений
- 7.4. Измерение давлений
- 7.5. Приборы для измерения давлений
- 7.6. Измерение температур
- 7.7. Приборы для измерения температур
- 7.8. Измерение расхода топлива
- 7.9. Приборы для измерения расхода топлива
- 7.10. Измерение расхода воздуха
- 7.11. Измерение скорости потока жидкости и газа Определение величины скорости потока
- 7.12. Измерение крутящего момента.
- 7.13. Измерение частоты вращения
- 7.14. Измерение вибраций
- 7.15. Измерение напряжений в элементах гтд
- 7.16. Методы контроля состояния и обнаружения дефектов в ходе испытаний гтд
- 8.2. Измерительно-вычислительный комплекс (ивк)