logo search
Испытания и надежность ГТД

2.6. Испытания проводимые на этапе серийного производства

Основными категориями контрольных стендовых испытаний двигателей серийного производства являются:

- предъявительские;

- приемо-сдаточные;

- квалификационные;

- периодические;

- типовые (технологические).

В категории испытаний могут быть включены специальные виды испытаний (проверка отсутствия автоколебаний лопаток компрессоров, проверка газодинамической устойчивости, проверка ВСХ, измерение температурного поля за турбиной, проверка на отсутствие виброгорения в форсажной камере и др.), которые должны быть указаны в Технических Условиях на конкретный двигатель.

Целью проведения предъявительских испытаний двигателя является:

- проверка качества изготовления и сборки двигателя;

- проведение приработки деталей и агрегатов с загрузкой приводов агрегатов Летательного Аппарата;

- отладка работы (регулировка) двигателя по режимам и наработка на режимах;

- оценка соответствия параметров и технических характеристик двигателя заданным Техническими Условиями;

- определение возможности предъявления двигателя на приемо-сдаточные испытания.

Наработка двигателя при проведении испытаний должна быть не менее значения, указанного в программе испытаний двигателя.

Приемо-сдаточные испытания состоят из двух этапов целью которых является:

1 этап – приработка деталей и агрегатов, комплектующих двигатель, отладка двигателя, проверка соответствия качества сборки, регулировки его параметров и характеристик заданным ТУ;

2 этап – «Акт сдачи», приемка двигателя заказчиком.

Приемо-сдаточным испытаниям подвергается каждый двигатель, прошедший с положительными результатами предъявительские испытания и переборку с учетом мероприятий по устранению выявленных дефектов и отклонений от норм ТУ, а также двигатели одноразовой сборки. Перед предъявлением на «Акт сдачи» двигатель в процессе испытаний проверяется ОТК на всех предусмотренных программой режимах и на отсутствие дефектов. Во время акта сдачи двигатель не должен иметь отклонений от требований ТУ.

Квалификационные испытания проводят с целью:

- проверки соответствия двигателей требованиям конструкторской документации;

- оценки проведенных мероприятий по устранению недостатков, выявленных на Государственных стендовых испытаниях и (или) сертификационных испытаниях;

- проверки разработанных технологических процессов;

- определения готовности производства к выпуску двигателей соответствующих типовой конструкции (требованиям КД) в заданном объеме.

Квалификационные испытания для всех типов двигателей проводятся за установочную серию (определенного количества двигателей, изготовленных в процессе освоения производства). При выпуске двигателя на нескольких предприятиях квалификационные испытания проводятся на каждом серийном и ремонтном предприятии, за исключением завода-изготовителя двигателя для ГСИ или СКИ, если после ГСИ и СКИ не проводятся мероприятия, требующие существенных изменений технологических процессов.

Результаты квалификационных испытаний оформляются актом.

Если двигатель выдержал квалификационные испытания, то качество партии двигателей, за которую проводились испытания (установочной серии), а также возможность дальнейшего изготовления и приемки двигателей по той же технической документации, по которой изготовлен испытанный двигатель, считается подтвержденным.

Периодические испытания проводят с целью:

- контроля стабильности производства и технологического процесса в контролируемом периоде (или контролируемом количестве);

- контроля качества двигателей, изготовленных в контролируемом периоде (или контролируемом количестве);

- подтверждения возможности изготовления и приемки двигателей по действующей технической документации.

Периодические испытания для всех типов двигателей проводятся выборочно на одном экземпляре из числа двигателей, изготовленных в контролируемом календарном периоде, или за партию двигателей из числа двигателей контролируемого количества.

При стабильном производстве двигателей, соответствии их нормам безотказности, начиная с 3-го года выпуска такие испытания по согласованию с разработчиком, изготовителем и военным представительством могут не проводиться. Примечание: для сертифицированных двигателей и их основных деталей и их основных деталей стратегия управления ресурсом должна соответствовать требованиям и положениям ФАП.

Периодические испытания двигателя состоят из отдельных этапов. Этап состоит из отдельных циклов. До начала (до первого этапа) периодических испытаний проводятся снятие дроссельной характеристики

двигателя, измерение вибраций и другие работы, предусмотренные программой испытаний.

В перерывах между этапами испытаний предусматривается проведение запусков, в том числе «холодных».

Перед началом и в конце периодических испытаний должна проводиться градуировка систем измерения тяги (мощности), расхода топлива и информационно-измерительных систем.

Оценка характеристик двигателя на соответствие ТУ при периодических испытаниях производится в начале и в конце испытаний (до этапов с подогревом воздуха на входе) и на контрольных точках на каждом этапе. После периодических испытаний проводятся следующие работы:

- консервация двигателя согласно инструкции;

- разборка двигателя, дефектация, микрообмер, специальные виды контроля согласно инструкции по проведению работ после периодических испытаний;

- дефектация комплектующих изделий, предусмотренная на предприятии-изготовителе двигателя;

- отправка покупных агрегатов и комплектующих изделий, оценка которых по ТУ предусмотрена на предприятиях-изготовителях для получения заключений, если иное не предусмотрено по проведению работ после периодических испытаний;

- обработка результатов испытаний и оформление отчета.

Если двигатель выдержал периодические испытания, то качество двигателей контролируемой партии или изготовленных в контролируемый календарный период считается подтвержденным данными испытаниями.

Типовые испытания проводятся с целью:

- проверки конструктивных и технологических изменений, вносимых для усовершенствования серийного двигателя;

- проверки ремонтной технологии, ремонтно-монтажного инструмента и приспособлений;

- проверки эффективности мероприятий, разработанных для устранения дефектов, выявленных при серийном производстве, ремонте и эксплуатации двигателей;

- уточнения предельных износов и зазоров ремонтных двигателей;

- уточнения содержания группового комплекта для ремонта двигателя;

- при замене производителя материалов, основных узлов и деталей, а также агрегатов и покупных изделий.

Программы типовых испытаний составляются в зависимости от цели данных испытаний и должны, как правило, по длительности соответствовать периодическим испытаниям. По окончании испытаний дается оценка ремонтной технологии и определяется возможность использования ее на ремонтных предприятиях. Подход к оценке типовых испытаний аналогичен подходу к оценке периодических испытаний, но с учетом конкретных целей этих испытаний.

Лекция 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСПЫТАНИЙ ГТД