5.7. Особенности испытаний пврд
В отличие от других ВРД у прямоточных двигателей наблюдается значительно большее влияние рабочего процесса в диффузоре на работу камеры сгорания и реактивного сопла. Если в ГТД неравномерности потока, генерируемые диффузором, несколько выравниваются после компрессора, то у ПВРД они непосредственно достигают камеры сгорания и влияют на работу сопла. Поэтому хотя поузловая доводка при создании ПВРД применяется, но она менее эффективна, чем у других видов ВРД. ПВРД прост по конструкции, и геометрическое моделирование его не вызывает трудностей, однако влияние числа Rе на газодинамические процессы и отсутствие возможности моделирования сложных процессов смесеобразования и тепловыделения требуют проведения экспериментальных исследований либо на моделях большого размера, либо непосредственно на натурных объектах. Ускорение летательных аппаратов с ПВРД значительно больше, чем с другими ВРД, что сказывается на работе топливоподающей и топливорегулирующей аппаратуры.
Стендовые испытания ведутся в ТБК по схеме с присоединенным трубопроводом. Чтобы приблизить форму скоростного поля перед камерой сгорания к реальной, двигатель устанавливается в ТБК с реальной дозвуковой частью входного диффузора. Если давление и температура в критическом сечении диффузора будут соответствовать полетным, то все узлы двигателя, расположенные за критическим сечением (камера сгорания и сопло) будут находиться в условиях, наиболее приближенных к реальным.
На стенде с обдувом диффузора сверхзвуковым потоком могут быть имитированы условия работы при разных числах Мп и углах атаки скольжения. При этом испытания проводятся не только с постоянным углом между вектором скорости набегающего потока с осью диффузора, но и при быстрых изменениях его во время эксперимента (до 10 градусов в секунду), как это может быть во время маневра летательного аппарата.
Наиболее полные сведения о работе двигателя на земных установках
получают в моторных аэродинамических трубах. Учитывая, что ПВРД значительно легче ГТД и ошибки, связанные с большими статическими нагрузками на аэродинамические весы, меньше, во время эксперимента может измеряться сила тяги двигателя. Для учета сопротивления стойки, на которой подвешивается двигатель и сопротивления, вызываемого интерференцией стойки с двигателем, испытания проводят с применением ложной стойки, располагаемой с противоположной стороны двигателя, идентичной несущей стойке. На и тех же режимах работы двигателя испытания проводят с ложной стойкой и без нее. Считается, что сопротивление, вызванное обтеканием стойки и интерференцией ее с двигателем, в два раза больше при двух стойках, чем при одной.
Во время экспериментов измеряют статические давления по длине двигателя на внешней обшивке и во внутренних каналах: поля полных давлений в различных сечениях диффузора, камеры сгорания и сопла, температуру газового потока в камере сгорания, температуру элементов конструкции; расход топлива и силу тяги. Эти измерения позволяют построить высотно-скоростные характеристики, характеристики процессов, протекающих в отдельных элементах двигателя и оценить эффективность охлаждения горячих узлов. Одним из важных проверяемых эксплуатационных качеств ПВРД является надежный запуск.
Лекция 6. Испытания узлов ГТД
- Испытания и обеспечение надежности газотурбинных двигателей
- Оглавление
- 1.1. Испытания как средство обеспечения надежности гтд.
- 1.2. Виды работ и программы по созданию надежных гтд.
- 1.3. Структура работ по обеспечению надежности гтд.
- 1.4. Испытания на надежность.
- 3. Объект испытания на надежность.
- 2.1. Режимы работы гтд
- Реверсивные режимы работы
- Неустановившиеся режимы работы гтд
- 2.2. Категории и виды испытаний гтд Категории испытаний Предварительные испытания гтд
- Приемочные испытания гтд
- Ведомственные испытания
- Сертификационные испытания
- Приемо-сдаточные испытания
- Периодические испытания
- Типовые испытания
- Эксплуатационные испытания
- По месту и условиям проведения испытаний
- По определяемым характеристикам объекта
- 2.3.Этапы и виды работ при создании двигателей
- Производство
- 2.4. Испытания проводимые на этапе нир
- 2.5. Испытания гтд проводимые на этапе окр
- 2.6. Испытания проводимые на этапе серийного производства
- 3.1. Правила испытаний и приемки гтд Общие положения
- 3.2. Испытания по определению параметров и характеристик гтд
- 3.3.Основные положения методики обработки резуль-татов испытаний и определения характеристик гтд
- - Полное давление воздуха на входе в рмк, абсолютное
- - Температура воздуха на входе в рмк
- Применение методики обработки результатов испытаний для гтд
- Значения функции давления насыщенного водяного пара по температуре
- 3.4. Основные положения методики приведения основных параметров гтд к стандартным атмосферным условиям
- 3.5. Испытания по определению и проверке прочност-ных характеристик гтд.
- 3.6. Испытания по определению ресурсных характеристик гтд
- 3.7. Специальные испытания гтд
- Типы задач, решаемых при испытаниях двигателей.
- 4.1. Структура испытательной станции
- 4.2. Испытательные стенды, основные требования, схемы
- Двигатель для испытаний
- 4.3. Летные испытания, типовые летные испытания, особенности и основные требования, летающие лаборатории
- Типовые летные испытания гтд
- 4.4. Общие сведения и требования к летающим лабораториям.
- 5.1. Принципы подхода к подготовке программы испытаний гтд.
- 5.2. Особенности испытаний дтрд
- 5.3. Особенности испытаний трдф
- 5.4. Особенности испытаний гтд с реверсом тяги
- 5.5. Особенности испытаний гтд с отклоняемым векто- ром прямой тяги.
- 5.6. Особенности испытаний турбовальных и турбовинтовых гтд, эквивалентная мощность, требования к стендам.
- 5.7. Особенности испытаний пврд
- 6.1. Испытания компрессора (вентилятора)
- 6.2. Испытания основной камеры сгорания
- 6.3. Испытания турбины
- 6.4. Испытания систем автоматического управления (сау)
- 6.5. Исследования шума, генерируемого компрессором и соплом двигателя.
- 6.6. Испытания редукторов
- 6.7. Испытания стартеров
- 6.8. Испытания насосов и форсунок
- 6.9. Испытания топливорегулирующей аппаратуры
- 7.2. Обработка параметров, измеренных в процессе испытаний.
- 7.3. Общие сведения об измерениях и приборах для измерений
- 7.4. Измерение давлений
- 7.5. Приборы для измерения давлений
- 7.6. Измерение температур
- 7.7. Приборы для измерения температур
- 7.8. Измерение расхода топлива
- 7.9. Приборы для измерения расхода топлива
- 7.10. Измерение расхода воздуха
- 7.11. Измерение скорости потока жидкости и газа Определение величины скорости потока
- 7.12. Измерение крутящего момента.
- 7.13. Измерение частоты вращения
- 7.14. Измерение вибраций
- 7.15. Измерение напряжений в элементах гтд
- 7.16. Методы контроля состояния и обнаружения дефектов в ходе испытаний гтд
- 8.2. Измерительно-вычислительный комплекс (ивк)