logo search
Испытания и надежность ГТД

6.7. Испытания стартеров

В отличие от двигателя основной режим работы стартера – неустановившийся как по температурному состоянию, так и по нагрузке и частоте вращения. Поэтому установка для испытания стартеров должна обеспечивать переменную нагрузку в процессе разгона и мгновенное определение крутящего момента и частоты вращения.

Турбостартер крепится на неподвижном станке и соединяется валом с загрузочным устройством, которое при разгоне создает сопротивление, такое же, как двигатель при запуске. Измерение крутящего момента осуществляется специальным измерителем крутящего момента. Во время эксперимента измеряют: частоту вращения и крутящий момент; давление топлива перед форсунками; заброс температуры газов перед (за) турбиной;

расход топлива; время работы турбостартера, пусковой панели; время выбега ротора турбокомпрессора; частоту вращения, на которой происходит отключение турбостартера, и определяют атмосферные условия.

Турбостартеры проходят кратковременные и длительные заводские испытания. Каждое испытание начинается с «ложного» запуска, с помощью которого производится расконсервация. Затем несколько рабочих запусков для проверки и отладки основных параметров. Общее количество запусков за время сдаточных и контрольных испытаний не входит в ресурс и поэтому не должно превышать установленного количества.

Ресурс турбостартера определяется количеством запусков. Перед длительными испытаниями снимается нагрузочная характеристика – зависимость крутящего момента от частоты вращения. Длительные испытания проводятся циклами по четыре – пять запусков с кратковременными перерывами (3-5 мин) между запусками и продолжительными между циклами (для более глубокого охлаждения).

Одним из важных испытаний в процессе доводочных работ является проверка гарантийных свойств турбостартера при различных наружных температурах. Эти испытания и испытания в условиях высокогорных аэродромов проводятся в ТБК.

У электростартеров в дополнение к нагрузочной характеристике определяются величина начального вращающего момента (при неподвижном роторе) при номинальном и пониженном напряжении, гидравлическое сопротивление тракта охлаждающего воздуха; проводят испытания на перегрузку, чтобы потребляемый ток в полтора и два раза превышал номинальное значение в течение 10-60 с на определенной частоте вращения с заданным напором охлаждающего воздуха.

У пороховых стартеров проверяется надежность сбрасывания давления газов перед турбиной на частотах отключения, так как горение пороховой шашки прекратить до полного сгорания невозможно и частота вращения турбины может недопустимо увеличиться.