logo search
Шахова Литвинова

3.12.2. Обработка нижних воротников

Части нижнего воротника складывают лицевыми сторонами внутрь и уравнивают по срезу стойки. Стачивают части швом шириной 5—7 мм, ширина среднего шва 10 мм. Затем швы разутюживают и одновременно приутюживают нижний воротник с целью декати-рования (уплотнения ткани).

Части прокладки соединяют накладным швом с открытыми срезами или швом встык, уравнивая их по срезу стойки. Прокладку увлажняют и приутюживают. При закреплении прокладки с ниж­ним воротником учитывают способы соединения верхнего ворот­ника с нижним по отлету и концам и соединение нижнего воротника с горловиной. Так, при обтачивании отлета и концов срезы про­кладки не должны доходить на 7 мм до срезов нижнего воротника (на ширину шва).

118

Рис. 76. Обработка нижних воротников

При обработке отлета и концов швом вподгибку прокладку закрепляют до срезов нижнего воротника. По срезу стойки про­кладка должна располагаться на расстоянии 10 - 11 мм от среза, если воротник будет соединяться стачным швом, накладным с за­крытым срезом или на расстоянии 1—2 мм при соединении ворот­ника накладным швом с открытым срезом.

Прокладку с нижним воротником соединяют различными спо­собами: клеевым, спецмашинным, машинным и комбинированным.

Клеевой способ соединения прокладки с нижним воротником. Соединение клеевой прокладки с нижним воротником требует точ­ной формы нижнего воротника, прокладки и расположения дета­лей.

Прокладку нижнего воротника из ткани с клеевым покрытием выкраивают из двух частей и до соединения с нижним воротником части не соединяют. На изнанку нижнего воротника накладывают части прокладки клеевым слоем вниз с параллельным расположе­нием срезов, учитывая способы обработки воротника и соединение его с горловиной (рис. 76, а). Клеевую прокладку с нижним ворот­ником соединяют на прессе или утюгом.

Соединение прокладки с нижним воротником на спецмашине потайного стежка. Выстегивание выполняют со стороны про­кладки, посаживая ее для создания требуемой формы воротника. Узкие нижние воротники выстегивают строчками вдоль его длины (рис. 76, б). Первую строчку прокладывают параллельно краю

119

стойки на расстоянии 12 мм от среза, остальные — параллельно первой строчке с расстоянием между строчками 5—7 мм. Располо­жение последней строчки зависит от способа обработки отлета.

Широкие нижние воротники выстегивают строчками в попереч­ном направлении (рис. 76, в). Первую строчку располагают по линии среднего шва, все последующие — параллельно первой на расстоянии друг от друга, равном 15—20 мм или 30—40 мм в зави­симости от формы. Сначала выстегивание выполняют от середины в одну, а затем в другую сторону. Расстояние до среза стойки равно 12 мм, а расстояние до среза отлета зависит от способа его обра­ботки.

Выстеганные нижние воротники приутюживают на прессе или утюгом. Для придания нижнему воротнику необходимой формы его обмеляют по лекалу одновременно по три-четыре штуки.

Обмелку выполняют со стороны ткани верха нижнего ворот­ника, располагая его срезом стойки к работающему. Меловые линии наносят тонко отточенным мелом. Края подрезают ножни­цами или на спецмашине, срезая меловые линии. Одновременно на стойке нижнего воротника ставят необходимые надсечки для соединения его с горловиной. Прокладку вдоль среза стойки выре­зают на ширину шва втачивания воротника, равную 12 мм, а вдоль среза отлета и концов на 5—7 мм (прокладка не должна попасть в шов). При соединении нижнего воротника накладным швом с открытым срезом прокладку по срезу стойки подрезают на 1—2 мм относительно среза основной ткани.

В воротниках с вытачками по срезу стойки вытачки стачивают после соединения нижнего воротника с прокладкой, затем лишнюю ткань подрезают, оставляя припуск на шов. Прокладку из шва высекают, швы вытачек разутюживают.

Соединение прокладки с нижним воротником на стачивающей машине. Для получения более жесткой формы воротника, необ­ходимой при пошиве жакетов, прокладку с нижним воротником соединяют на стачивающей машине с лицевой стороны нижнего воротника двумя способами. При обработке первым способом нижний воротник выстегивают зигзагообразными строчками (рис. 76, г). Первую строчку прокладывают параллельно стойке на расстоянии 12 мм от среза. Затем выстегивают, начиная от середины нижнего воротника к концам (сначала в одну, затем в другую сторону), не заходя по стойке за проложенную строчку.

Расположение строчек по срезу отлета зависит от способов обработки. При обработке воротника обтачным швом строчку не доводят до среза на 7—10 мм (с учетом подрезки и припуска на шов); при обработке воротника швом вподгибку строчки не доводят на ширину подрезки по отлету. Расстояние между углами строчек 15—20 мм.

Воротник с более жесткой стойкой выстегивают в направлении длины стойки (рис. 76, д). Перед выстегиванием с лицевой стороны нижнего воротника намечают линию перегиба стойки. В изделиях

с застежкой до лацкана эта линия является продолжением линии перегиба лацкана. Сначала выстегивают стойку, а затем отлет. Первую строчку прокладывают параллельно срезу стойки на рас­стоянии 12 мм от среза, вторую — по линии перегиба стойки, а последующие — непрерывными строчками, параллельными друг другу, с расстоянием между ними 2—5 мм. Отлет выстегивают в два приема в одну и другую сторону от середины зигзагообразны­ми строчками с расстоянием между углами 15 мм.

При влажно-тепловой обработке воротника со стороны про­кладки срезы стойки и отлета оттягивают. Величину оттягивания проверяют, перегибая стойку по линии перегиба в сторону отлета лицевой стороной нижнего воротника внутрь. При этом стойка должна плотно прилегать к плоскости отлета. Затем высекают прокладку по срезу стойки на 10 мм по всей длине.

Комбинированный способ. Этот способ состоит в соединении прокладки с нижним воротником на стачивающей и специальной машинах. Такой способ применяют для стояче-отложных воротни­ков, где требуются жесткость стойки и мягкость отлета. Вначале выстегивают стойку, а затем отлет (рис. 76, е). На участке стойки соединение прокладки выполняют на стачивающей машине доле­выми строчками со стороны нижнего воротника. Отлет нижнего воротника выстегивают на машине потайного стежка со стороны прокладки.