logo
Лекции по курсу сертификация сырья и готовой 2

3. Базовые принципы и наилучшая практика в оценке соответствия.

Основополагающие начала, критерии, постулаты, исходя из которых выполняются действия по оценке соответствия, принято называть принципами оценки соответствия. Эти принципы отвечают задачам ВТО по техническим барьерам в торговле: прозрачность, последовательность, компетентность, беспристрастность, эффективность, открытость, ответственность, конфиденциальность.

Общие принципы оценки соответствия еще называют добросовестными.

В ряде документов термин «наилучшая практика» стандартизован. Так, например, в стандарте ИСО 15161, посвященном применению ИСО 9001 в пищевой индустрии, наилучшая производственная практика – это «комбинация производственных и качественных процедур, нацеленных на обеспечение того, чтобы продукты последовательно изготавливались согласно техническим условиям, избегая загрязнения продукта из внутренних и внешних источников».

Наилучшая практика в определенной области включается в соответствующие Руководства, которые принимаются как на общеевропейском, так и на национальном уровне, например:

- Наилучшая торговая практика. Общеевропейское руководство по наилучшей гигиенической практике Европейского комитета по торговле зерновыми, масличными и растительными маслами.

- Пищевые продукты и напитки. Наилучшая производственная практика: Руководство для ответственного менеджмента, изданное Британским институтом научных исследований и технологий в пищевой индустрии.

Свод практики является своеобразным типом нормативного документа.

Руководство ИСО/МЭК 60:2004 содержит наилучшую практику в области оценки соответствия. В области применения документа указывается, что оно рекомендует наилучшую практику для всех элементов оценки соответствия, включая нормативные документы, органы по оценке соответствия, испытательные и калибровочные лаборатории, аккредитующие органы, системы, схемы сертификации и результаты.

Это Руководство идентифицирует 4 базовых элемента наилучшей практики, позволяющие сложные виды деятельности представить в виде единого образца (стандартизовать), пригодного для сравнения и оценки соответствия. Они же позволяют оценивать и саму оценку соответствия.

Элемент №1. Нормативные документы оценки соответствия.

Стандарты, руководства и процедуры, используемые органами по оценке соответствия и органами по аккредитации, должны:

- быть разработаны согласно прозрачной, открытой, беспристрастной и последовательной процедуре (ясность, доступность для всех желающих заниматься этой деятельностью);

- отвечать на соответствующие потребности рынка и необходимость его регулирования (добросовестная конкуренция);

- быть технически уместными (с учетом научно-технического прогресса);

- обозначать адрес, где это уместно, и техническую компетентность органов;

- избегать ненужных препятствий для торговли и отражать принципы не дискриминации на национальном уровне (равные условия для отечественных и зарубежных заявителях);

- где это уместно, быть написаны так, чтобы использоваться непосредственно в оценке соответствия 1-й, 2-й, 3-й сторон;

- принимать во внимание проблемы, связанные с участием развивающихся стран и использованием документов в этих странах.

Элемент №2. Действия по оценке соответствия.

Организации, которые вовлечены в действие по оценке соответствия, включая органы по сертификации и аккредитующие органы, должны:

- основывать свои действия в максимально возможной степени на международных стандартах и руководствах, разработанных на основе консенсуса, в частности ИСО/МЭК;

- управляться и функционировать так, чтобы обеспечить достаточный уровень (компетентные) подтверждения соответствия заданным требованиям;

- защищать всю конфиденциальную информацию;

- выполнять свои действия с профессиональной честностью, этично и справедливо, избегая конфликта интересов;

- обеспечивать, чтобы процессы рассмотрения заявки и оценки выполнялись быстро, беспристрастно и объективно, сроки сообщались клиенту;

- обеспечивать, чтобы процессы рассмотрения жалоб или апелляций выполнялись быстро, беспристрастно и эффективно, и предпринимать корректирующие действия, когда это оправдано;

- вести надлежащие записи о действиях по оценке соответствия, поддерживать эти записи актуальными;

- поддерживать актуальной и делать доступной информацию относительно предлагаемых услуг, платы за них, выданных сертификатов, области аккредитации;

- подвергаться процедурам мониторинга (если это уместно);

- демонстрировать свою компетентность;

- обеспечивать адекватный письменный отчет о процедуре оценки соответствия, включая любые несоответствия и корректирующие действия;

- гарантировать, что правила или условия, связанные с использованием знака соответствия, применяются так, чтобы избегать любого неправильного его применения;

Элемент №3 . Системы и схемы оценки соответствия

- должны разрабатываться и применяться в прозрачной, открытой, не дискриминационной и надежной манере, позволяющей получать надежные результаты;

- не должны создавать ненужные препятствия для торговли;

- должны соответствовать специфической ситуации или отрасли, чтобы облегчит принятие результатов оценки соответствия;

- должны включать правила и процедуры, которые документированы и доступны заинтересованным сторонам по их запросу.

Элемент №4. Результаты оценки соответствия

Будучи представлены в отчетах об испытании, декларациях, сертификатах, знаках и т.д., они должны:

- быть ясными, однозначными, легко понимаемыми и не быть разработаны так, чтобы не ввести в заблуждение любым способом;

- идентифицировать заданные требования (регламенты, стандарты. руководства, технические спецификации), относительно которых оценка соответствия была выполнена, а также область оценки и то, посредством какого метода результаты получены (например, через аккредитацию, испытания, сравнительную экспертную оценку);

- при обеспечении конфиденциальности информации делаться доступными после запроса заинтересованной стороны;

- быть сопоставимыми, чтобы облегчить признание или принятие.