3. Базовые принципы и наилучшая практика в оценке соответствия.
Основополагающие начала, критерии, постулаты, исходя из которых выполняются действия по оценке соответствия, принято называть принципами оценки соответствия. Эти принципы отвечают задачам ВТО по техническим барьерам в торговле: прозрачность, последовательность, компетентность, беспристрастность, эффективность, открытость, ответственность, конфиденциальность.
Общие принципы оценки соответствия еще называют добросовестными.
В ряде документов термин «наилучшая практика» стандартизован. Так, например, в стандарте ИСО 15161, посвященном применению ИСО 9001 в пищевой индустрии, наилучшая производственная практика – это «комбинация производственных и качественных процедур, нацеленных на обеспечение того, чтобы продукты последовательно изготавливались согласно техническим условиям, избегая загрязнения продукта из внутренних и внешних источников».
Наилучшая практика в определенной области включается в соответствующие Руководства, которые принимаются как на общеевропейском, так и на национальном уровне, например:
- Наилучшая торговая практика. Общеевропейское руководство по наилучшей гигиенической практике Европейского комитета по торговле зерновыми, масличными и растительными маслами.
- Пищевые продукты и напитки. Наилучшая производственная практика: Руководство для ответственного менеджмента, изданное Британским институтом научных исследований и технологий в пищевой индустрии.
Свод практики является своеобразным типом нормативного документа.
Руководство ИСО/МЭК 60:2004 содержит наилучшую практику в области оценки соответствия. В области применения документа указывается, что оно рекомендует наилучшую практику для всех элементов оценки соответствия, включая нормативные документы, органы по оценке соответствия, испытательные и калибровочные лаборатории, аккредитующие органы, системы, схемы сертификации и результаты.
Это Руководство идентифицирует 4 базовых элемента наилучшей практики, позволяющие сложные виды деятельности представить в виде единого образца (стандартизовать), пригодного для сравнения и оценки соответствия. Они же позволяют оценивать и саму оценку соответствия.
Элемент №1. Нормативные документы оценки соответствия.
Стандарты, руководства и процедуры, используемые органами по оценке соответствия и органами по аккредитации, должны:
- быть разработаны согласно прозрачной, открытой, беспристрастной и последовательной процедуре (ясность, доступность для всех желающих заниматься этой деятельностью);
- отвечать на соответствующие потребности рынка и необходимость его регулирования (добросовестная конкуренция);
- быть технически уместными (с учетом научно-технического прогресса);
- обозначать адрес, где это уместно, и техническую компетентность органов;
- избегать ненужных препятствий для торговли и отражать принципы не дискриминации на национальном уровне (равные условия для отечественных и зарубежных заявителях);
- где это уместно, быть написаны так, чтобы использоваться непосредственно в оценке соответствия 1-й, 2-й, 3-й сторон;
- принимать во внимание проблемы, связанные с участием развивающихся стран и использованием документов в этих странах.
Элемент №2. Действия по оценке соответствия.
Организации, которые вовлечены в действие по оценке соответствия, включая органы по сертификации и аккредитующие органы, должны:
- основывать свои действия в максимально возможной степени на международных стандартах и руководствах, разработанных на основе консенсуса, в частности ИСО/МЭК;
- управляться и функционировать так, чтобы обеспечить достаточный уровень (компетентные) подтверждения соответствия заданным требованиям;
- защищать всю конфиденциальную информацию;
- выполнять свои действия с профессиональной честностью, этично и справедливо, избегая конфликта интересов;
- обеспечивать, чтобы процессы рассмотрения заявки и оценки выполнялись быстро, беспристрастно и объективно, сроки сообщались клиенту;
- обеспечивать, чтобы процессы рассмотрения жалоб или апелляций выполнялись быстро, беспристрастно и эффективно, и предпринимать корректирующие действия, когда это оправдано;
- вести надлежащие записи о действиях по оценке соответствия, поддерживать эти записи актуальными;
- поддерживать актуальной и делать доступной информацию относительно предлагаемых услуг, платы за них, выданных сертификатов, области аккредитации;
- подвергаться процедурам мониторинга (если это уместно);
- демонстрировать свою компетентность;
- обеспечивать адекватный письменный отчет о процедуре оценки соответствия, включая любые несоответствия и корректирующие действия;
- гарантировать, что правила или условия, связанные с использованием знака соответствия, применяются так, чтобы избегать любого неправильного его применения;
Элемент №3 . Системы и схемы оценки соответствия
- должны разрабатываться и применяться в прозрачной, открытой, не дискриминационной и надежной манере, позволяющей получать надежные результаты;
- не должны создавать ненужные препятствия для торговли;
- должны соответствовать специфической ситуации или отрасли, чтобы облегчит принятие результатов оценки соответствия;
- должны включать правила и процедуры, которые документированы и доступны заинтересованным сторонам по их запросу.
Элемент №4. Результаты оценки соответствия
Будучи представлены в отчетах об испытании, декларациях, сертификатах, знаках и т.д., они должны:
- быть ясными, однозначными, легко понимаемыми и не быть разработаны так, чтобы не ввести в заблуждение любым способом;
- идентифицировать заданные требования (регламенты, стандарты. руководства, технические спецификации), относительно которых оценка соответствия была выполнена, а также область оценки и то, посредством какого метода результаты получены (например, через аккредитацию, испытания, сравнительную экспертную оценку);
- при обеспечении конфиденциальности информации делаться доступными после запроса заинтересованной стороны;
- быть сопоставимыми, чтобы облегчить признание или принятие.
- Лекции по курсу «Стандартизация и сертификация сырья и готовой продукции»
- 1. Новый и Глобальный подходы к технической гармонизации в Европейском Союзе.
- 2. Международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии и оценки соответствия
- 3. Базовые принципы и наилучшая практика в оценке соответствия.
- 4. Разработка нормативных документов, пригодных для оценки соответствия (сертификации)
- 5. Руководство в части нормативных документов для объектов оценки соответствия
- 6. Руководство в части нормативных документов для систем оценки соответствия
- 7. Правовые основы подтверждения соответствия (сертификации)
- 8. Цели подтверждения соответствия
- 9. Принципы подтверждения соответствия
- 10. Система сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья
- 15.1. Схемы подтверждения соответствия
- 15.2. Структура системы сертификации пищевой продукции
- 15.3. Порядок проведения подтверждения соответствия
- 15.3.1. Обязательная сертификация
- 15.3.2. Декларирование соответствия
- 15.4. Добровольная сертификация
- 15.5. Оформление сертификатов
- 15. 6. Инспекционный контроль
- 15.7. Рассмотрение апелляций
- 16. Правила проведения подтверждения соответствия пищевых продуктов и продовольственного сырья
- 16.1. Идентификация
- 16.2. Виды, способы и методы идентификации
- 16.2. Протоколы исследований (испытаний), измерений
- 17. Требования к компонентам и пищевым добавкам, используемых при производстве пищевых продуктов
- 18. Требования к упаковке и маркировке
- 19. Требования к процессам производства
- 20. Программа производственного контроля
- 21. Использование системы качества в сертификации продукции
- Функция «выбор».
- Функция «определение».
- Функция «анализ и подтверждение соответствия».
- Функция «инспекционный контроль».
- 22. Испытания. Требования к испытательным и калибровочным лабораториям
- Требования к менеджменту.
- Технические требования.
- 23. Применение знаков соответствия