logo
МАКАРОВА В

3. Проектирование деталей подкладки

Внутренние детали обуви (подкладка) слу­жат для предохранения стопы от натира­ния швами и промежуточными деталями, для улучшения внешнего вида внутренней части обуви и повышения ее гигиеничности.

Основой для проектирования деталей под­кладки служит контур наружных деталей верха в сборке без припусков на обра­ботку (см. рис. V.1, г) и конструктивные особенности закрепляемой подкладки.

Рис. V.2. Схема проектирования подкладки ботинка с настрочной союзкой

Проектирование переднего конструктивного узла подкладки. Проектирование деталей на­чинается с подблочника, так как его размеры не зависят от других деталей подкладки. Ко­жаный подблочник укрепляет передний край подкладки и улучшает расклепывание блоч­ков. Передний край подблочника должен по­падать под строчку, скрепляющую наружные детали верха с внутренними. Припуск 2 мм (рис. V.2, а) относительно переднего конту­ра верха позволяет наверняка пристрочить подблочник к берцам, а образованные излишки обрезаются вровень с верхом, что улучша­ет эстетический вид готовой обуви. Верх­ний контур подблочника проектируется ко­роче наружной берцы на 1 мм, так как обра­батывается под выворотку (рис. V.2, б). Ши­рина подблочника зависит от диаметра блоч­ков и расстояния их от переднего края берцев. В обуви массового производства расстояние от центра блочков до переднего края берцев составляет 10—12 мм, поэтому минимальная ширина подблочника равна 18 мм. Передний контур подблочника проек­тируется с припуском 3—4 мм относитель­но припуска берцев: бб'=3—4 мм; 2 мм — припуск на сострачивание с верхом и обрезку (рис. V. 2, в). Радиус закругле­ния подблочника подбирается с учетом тех­нико-экономических факторов.

Штаферка из кромочной тесьмы шириной 16—17 мм укрепляет верхний край подклад­ки. По верхнему контуру она проектиру­ется вровень с подблочником. Линия сгиба штаферки в пяточной части проектируется короче берцев, т. е. с засечкой края берцев на 2 мм в точке Ш. Особенностью текстиль­ной подкладки в конструкции с настрочной союзкой является наличие шва, скрепляю­щего наружную и внутреннюю детали под­кладки в средней части союзки. Для правиль­ной сборки заготовки требуется точное про­ектирование средней линии текстильной под­кладки ТТ' (рис. V.2, г). Точка Т находите на расстоянии 3—4 мм от точки С по припуску берцев Сб. Точка Т' находится ниже линии перегиба наружной союзки в точке Н' на 3—4 мм, что сокращает периметр под­кладки в носочной части с учетом толщины деталей и их растяжения: Н'Т' = 3—4 мм. Под затяжку текстильная подкладка проек­тируется с припуском 2 мм в носочной части на осыпание краев деталей и усадку ее при увлажнении заготовок.

Увлажняют заготовки с целью повышения способности материалов к растяжению: Т'Т"=2—3 мм; в носочно-пучковой части текстильная подкладка проектируется по усредненному контуру для выкраивания симметричных деталей при наличии передне­го шва; в геленочной части — вровень с на­ружными деталями верха, а в пяточной — с припуском 2 мм относительно внутреннего кожаного ремня с учетом осыпания ткани. Завершая построение текстильной подклад­ки, нужно выполнить припуск 8 мм на сострачивание с внутренним ремнем, штаферкой и подблочником. Относительно средней линии ТТ" припуск равен 4—5 мм, так как при сострачивании частей подкладки общий при­пуск составит 8—10 мм.

Проектирование пяточного конструктивного узла подкладки (в сборке с наружными деталями). Внутренний периметр деталей всегда меньше наружного в зависимости от их толщины и способности деформировать­ся. Подкладка, закрепляемая строчкой союз­ки (или берцев), имеет меньшую способ­ность к растяжению, чем свободная. В типо­вой модели ботинка с настрочной союзкой текстильная подкладка занимает большую площадь внутренних деталей. С учетом ее способности к деформации пяточный контур заднего внутреннего ремня проектируется прямым или фигурным с линией сгиба (рис. V.2, д и е). Расстояние линии сги­ба заднего внутреннего ремня от пяточного контура берцев составляет: Н'вН''в= 10—11 мм для закрепляемой подкладки; Н'вН''в = 11 — 13 мм — для свободной; в точке з' — не менее 1мм, ,т.е. з'з''=2—3 мм. Чем боль­ше толщина деталей, тем больше расстоя­ние з'з"; для меховой подкладки з'з" дости­гает 4—5 мм. Если линия сгиба заднего внутреннего ремня не совмещается с углом штаферки, производится корректировка при­пуска текстильной подкладки на получен­ную засечку дд':ее'=дд' (см. рис. V.2,д).

Минимальная ширина заднего внутреннего ремня от линии сгиба вверху составляет 10 мм, внизу — 20 мм. Припуск на сострачи­вание со штаферкой должен быть равен 5— 7 мм. Нижний контуру заднего внутреннего ремня проектируется короче верха на 3—4 мм с учетом толщины сгибаемых под затяж­ку деталей и выравнивания их при формо­вании.