logo
МАКАРОВА В

4. Особенности проектирования моделей верха

обуви из искусственных материалов

Искусственные и синтетические материалы для верха обуви получили большое примене­ние в обувной промышленности для создания обуви всех видов, сезонов носки и половоз­растных групп, кроме обуви для детей (0-3 группы). В нашей стране из искусственных ма­териалов изготовляют: верх обуви — 15%, подкладку — 30%, подноски — 90% от обще­го выпуска обуви и многие детали низа. С каждым годом расширяется ассортимент ис­кусственных и синтетических кож и область их применения.

Равномерные свойства и форма раскраивае­мых искусственных рулонных материалов по­зволяют с помощью ЭВМ рассчитать опти­мальные варианты при раскрое. Синтетические и искусственные кожи отлича­ются от натуральных по физико-механичес­ким показателям и гигиеническим свойствам. Механическая замена одного материала дру­гим недопустима, так как может отрицатель­но повлиять на потребительские свойства продукции. Этим определяются особенности конструирования, моделирования, технологии изготовления и эксплуатации обуви. Упругопластические свойства искусственных и синтетических материалов значительно отли­чаются от натуральной кожи. Большое растя­жение на обтяжно-затяжных операциях не только вызывает большие упругие деформа­ции (релаксации), но и приводит к наруше­нию лицевого покрытия и разрыву материа­ла. После формования заготовок верха из искусственных материалов детали стремятся восстановить первоначальные размеры, осо­бенно в носочной части. Поэтому для формо­вания верха заготовок из искусственных и синтетических кож должны проектироваться, изготовляться и применяться колодки с более наполненной формой носочной части и с увеличением объема в пучках. Согласно при­нятым отраслевым стандартам применяются колодки с повышением объемных размеров на одну полноту, для изготовления утеплен­ной и неутепленной обуви с верхом из искус­ственных материалов.

Из искусственных материалов следует разра­батывать модели с отрезными деталями, скрепляемыми тачными или настрочными швами, чтобы полуплоской заготовке придать пространственную форму. Чтобы максимально сократить размеры релак­сации в готовой обуви, рекомендуется при проектировании увеличить на 3 мм припуск под затяжку. Это связано с необходимостью ослабления пружин клещевых механизмов для сокращения вытяжки материала при формо­вании. Для уменьшения тягучести наружные детали верха подклеиваются межподкладкой. На подкладку из трикотажного полотна, дуб­лированного поролоном, также подклеивается межподкладка, чтобы предохранить подклад­ку от разрывов при формовании. Межподк­ладка проектируется только под детали, при­легающие к колодке при формовании. Видимые края наружных деталей верха из ис­кусственных и синтетических кож должны об­рабатываться в загибку или окантовку, кро­ме синтетических кож на волокнистой и комбинированной основе, которые допуска­ется ГОСТом обрабатывать в окраску. В обу­ви ремешкового типа допускается выполнять уширенную загибку ремешков встык без при­менения подкладки.

Синтетические кожи должны применяться на верх утепленной обуви с подкладкой из ис­кусственного меха, шерстяной и полушерстя­ной байки и тканей типа технического сук­на. Для подкладки не утепленных ботинок и сапожек должны использоваться ткани типа вельветон, а для полуботинок — натуральные подкладочные кожи. В летней обуви с верхом из искусственных материалов, а также в пя­точной части бесподкладочных сандалет из натуральных кож допускается применять под­кладку из искусственных и синтетических кож по образцам, согласованным с потребителем. Чтобы сократить складки по следу затянутой обуви на затяжной кромке наружных и внут­ренних деталей верха следует проектировать надсечки и гофры глубиной 6-8 мм. Из искусственных кож можно изготовить верх обуви методом одновременной сварки и вы­рубания деталей из нескольких слоев термо­пластичных материалов в поле ТВЧ. Таким образом, можно изготовлять целые заготовки верха обуви: например, ремешкового типа, с крупной высечкой, — и отдельные детали: банты, пряжки. Одновременно можно выпол­нять тиснение и перфорирование деталей.