logo search
Лекции по курсу сертификация сырья и готовой 2

23. Применение знаков соответствия

Знаки на продуктах, упаковке или сопроводительной документации разнообразны. Часть из них идентифицирует или описывает саму продукцию и её характеристики, часть – указывает на соответствие стандарту или другому нормативному документу, что обычно базируется на оценке соответствия.

Чтобы избежать путаницы в значении различных типов знаков (торговые марки, наименования брендов, графические символы-предупреждения) международной организацией по стандартизации был подготовлен стандарт ИСО/МЭК 17030 «Общие требования к знакам соответствия третьей стороны». У нас он введен в действие как ГОСТ Р ИСО/МЭК 17030 2007 с 01.07.2008.

Согласно стандарту знак соответствия 3-ей стороны – это защищенный знак органа, выполняющего оценку соответствия и указывающий, что объект оценки соответствия (продукция, процесс, лицо, система, орган) находится в соответствии с заданными требованиями. Среди видов этих знаков обычно называются:

- знаки сертификации продукции;

- знаки сертификации системы качества;

- знаки экологического соответствия.

Из названия стандарта следует, что его требования не распространяются на декларирование соответствия, т.е. оценку, выполняемую 1-ой стороной. Используемые в 184-ФЗ термины «знак обращения на рынке», «знак соответствия» близки по смыслу международному и определены как «обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии». Однако первый термин в России применяется исключительно в отношении соответствия продукции, поступающей в обращение на рынке, обязательным требованиям технических регламентов, в то время как второй можно получить только в системах добровольной сертификации.

Во введении ГОСТ Р ИСО/МЭК 17030 обращается внимание на то, что знак соответствия может передавать полезную информацию о продукте или указывать на его специфические характеристики типа безопасности, качества, параметров работы, надежности или воздействия на окружающую среду. Таким образом, в стандарте демонстрируется более общий, чем в российской практике, подход к предназначению знаков соответствия.

Главными участниками отношений, связанных с применением знаков соответствия 3-ей стороны являются:

-владельцы знаков,

- эмитенты знаков;

- заявители.

Владельцем знака соответствия является лицо или организация, которая имеет юридические права на знак (лицо, лица, создавшие систему добровольной сертификации).

Эмитент знака – орган, предоставляющий право использовать знак соответствия, т.е. орган по сертификации, который дает заявителям право на применение знака соответствия, если это предусмотрено системой сертификации. Эта сторона несет ответственность за юридическую защиту знака от несанкционированного использования.

Обе стороны – владелец и эмитент – должны:

- установить правила, регламентирующие использование знака соответствия;

- принять меры для минимизации недоразумений при применении знака, которые могут привести к снижению его результативности;

- установить правила, гарантирующие, что знак и любая сопровождающая его информация не вводит в заблуждение, и принимать меры, предотвращающие их использование способом, вводящим в заблуждение;

- принять меры по защите и мониторингу использования знака;

- решать вопросы неправильного применения знака, включая лишение права его использования;

- реагировать на все жалобы, касающиеся использования знака и вести их учет;

- предоставлять при наличии запроса информацию, которая объясняет наличие знака.

Особую роль имеет однозначное понимание знака со стороны пользователей, поэтому знак может сопровождаться дополнительной информацией, которая не должна вводить в заблуждение. Стандарт рекомендует использовать универсальные графические символы.

Чтобы пользователи различали знаки, подтверждающие соответствие стандартам систем менеджмента, и знаки, которые подтверждают соответствие продукции, в стандарте сформулировано следующее требование:

- Знаки, относящиеся к системам менеджмента (качества и экологического менеджмента), не должны наноситься на продукцию, её упаковку или таким способом, который может интерпретироваться как обозначение соответствия продукции, чтобы не ввести в заблуждение пользователя. Результатом использования знаков соответствия будет рост доверия на рынке среди потребителей продукции.