logo search
Лекции по курсу сертификация сырья и готовой 2

Лекции по курсу «Стандартизация и сертификация сырья и готовой продукции»

Введение. Термины и определения. Обзор развития сертификации в РФ

Сертификация в переводе с латыни означает «сделано верно». Чтобы доказать, что «сделано верно», надо знать каким требованиям должен соответствовать продукт и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. Т.е. нужен нормативный документ (стандартизация) и средства измерений (метрология). Установление соответствия заданным требованиям сопряжено с испытаниями. Под испытанием понимается техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции в соответствии с установленной процедурой, по принятым правилам (методики испытаний).

Нормативную базу подтверждения соответствия при обязательном подтверждении соответствия в системе сертификации ГОСТ Р составляют технические регламенты, в которых может быть указан перечень национальных стандартов, санитарных норм и правил, другие документы, которые в соответствии с законодательством РФ устанавливают требования к качеству и безопасности продукции.

Нормативную базу подтверждения соответствия при добровольной сертификации составляют стандарты различных категорий, СанПиНы, технические условия и другая техническая документация на продукцию, работы и услуги, предложенные заявителем (системы сертификации, национальные, международные стандарты, стандарты предприятий).

Объективность и достоверность сертификации в Системе ГОСТ Р обеспечивается аккредитацией органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также сертификацией экспертов в установленном порядке.

Право на проведение работ по сертификации имеют аккредитованные ОС и АИЛ, включенные Госстандартом России в государственный реестр.

Сертификат или декларация, выдаваемый (регистрируемая) ОС действует на всей территории России, а это означает, что правила и процедуры проведения сертификации должны быть единообразны в любой АИЛ, ОС, т.е. должны быть стандартизованы. Кроме того, мы продукцию экспортируем и импортируем, поэтому, чтобы не создавать ненужных препятствий для торговли, нужно, чтобы наши правила и процедуры были одинаковы с международными. Это в свою очередь означает применение одних и тех же стандартов, одних и тех же правил и процедур.

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного, многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентноспособности продукции, работ или услуг.

Стандарт – это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт может содержать требования к терминологии, символики, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Объект стандартизации - обычно это продукция, процесс производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; работа или услуга, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Продукция может быть «физическая» (машины, оборудование, приборы, материалы и др.) и «интеллектуальная» (например, документация техническая, конструкторская, технологическая, для строительства, программная и др.) Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик). Например: требования к конструкции изложены в одном стандарте, а методы испытаний в стандарте, а методы испытаний в другом, термины и определения – в третьем.

Область стандартизации – совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например: машиностроение – область стандартизации, а объектом в ней могут быть подшипники, процесс гальванического покрытия деталей, монтажные требования, инструкции по эксплуатации и т.п.

Стандартизация – это наука, поэтому, естественно, она активно развивается и совершенствуется. Нас, в первую очередь, интересует стандартизация в области сертификации, а правильнее в области оценки соответствия. Эта деятельность направлена как на установление характеристик продукции, так и правил и процедур (характеристик) в области оценки соответствия.

Стандартизация продукции предусматривает установление заданных требований (задавать – заявлять, устанавливать, предусматривать, нормировать – термин из ИСО/МЭК 17000). Задаваться и предусматриваться требования могут посредством нормируемых показателей, количественных характеристик, а также через описание признаков или функций объекта.

Стандартизация деятельности в области оценки соответствия предусматривает установление принципов, руководств, правил и процедур для выполнения оценки соответствия.

Оценка соответствия должна обеспечить уверенность потребителей в качестве и безопасности продукции и доверие между участниками рыночных отношений.

Оценка соответствия – это инструмент, позволяющий определить, отвечает ли объект заданным требованиям, содержащимся в нормативном документе.

Оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту оценки. Оценка соответствия проводится в формах:

- государственного контроля (надзора);

Подтверждение соответствия – одна из форм оценки соответствия.

Сертификация, декларирование – формы подтверждения соответствия.

Подтверждение соответствия на территории России может носить добровольный или обязательный характер:

Добровольное: Обязательное:

Сертификация 1. Принятие декларации

2. Обязательная сертификация

Объекты: Объекты

Продукция; Продукция

Услуги, работы;

Системы качества

НД:

Стандарты, договоры, Технический регламент

Системы сертификации (обязательные требования

стандартов в переходный период)

Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

На первых этапах своего развития сертификация вводилась в масштабах отдельных стран. Были созданы национальные системы сертификации во Франции, Великобритании, ФРГ, Канаде и др. Эти системы имели существенные различия в правилах сертификации и создавались с целью оградить отечественных производителей от конкуренции со стороны производителей других стран. Такая практика была типичной вплоть до 60-х годов. С начала 60-х годов стали создаваться региональные системы сертификации закрытого типа, т.е. закрытые для участия стран, находящихся вне данного региона: Европейская зона свободной торговли, Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

Такое положение не могло оставить равнодушными к этим событиям США, Японию, Канаду и др. страны, чьи интересы в торговле ущемлялись. Поэтому в конце 60-х годов был создан специальный Комитет по вопросам сертификации в рамках Международной организации по стандартизации (ИСО), в который Россия вошла в 1989 году. Комитет представил предложения о создании Международной системы сертификации изделий электронной техники в рамках Международной электротехнической комиссии (МЭК).

В этот же период было созвано в рамках Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) совещание правительственных должностных лиц, ответственных за политику в области стандартизации, в программу работ которого были включены вопросы международной сертификации. Немного позже было подготовлено, а затем подписано Соглашение о технических барьерах в торговле в рамках Генерального агентства по тарифам и торговле (ГАТТ). Сейчас ГАТТ входит в состав ВТО. Это Соглашение определяло меры по устранению барьеров в мировой торговле, связанные с различиями в национальных правилах сертификации:

Комитет ИСО – КАСКО (комитет ИСО по оценке соответствия) разработал практически полный комплект рекомендаций (руководства ИСО/МЭК) по организационным принципам сертификации продукции, которыми и воспользовалась Россия при создании своей национальной системы сертификации ГОСТ Р.

В России сертификация началась с 1992 года, когда появился закон РФ «О защите прав потребителей», а в июне 1993 года вышел закон «О сертификации продукции и услуг».

Государство выполняет ряд защитных функций:

Эти функции можно выполнять при помощи сертификации, проводимой органами по сертификации, уполномоченными в установленном порядке.