3.12.3. Выбор параметров расположения рулевого винта и оперения
Проектировать и конструировать РВ целесообразно с использованием тех же методов, методик и конструктивно-технологических решений, что и несущий винт (НВ) вертолета, но следует учитывать специфику работы РВ [59].
Рулевой винт устанавливают на хвостовой балке вертолета вне зоны вращения и по возможности вне интенсивного аэродинамического влияния несущего винта. При этом плечо рулевого винта в общем виде
. (3.81)
Для легких вертолетов δ = 0,1…0,2 м.
Килевая балка у ряда легких (Е-1-Л1) и у всех сверхлегких (Е-1-СвЛ) вертолетов отсутствует по причине упрощения (и облегчения) конструкции вертолетов и относительной малости тяги РВ.
Выбор расстояния РВ до хвостовой или килевой балки и анализ действия тяги РВ следует проводить в соответствии с рекомендациями работы [56], приведенными на рис. 3.17 для тянущих/толкающих рулевых винтов. Преимущественное распространение получил толкающий РВ, так как потери силы тяги толкающего РВ в несколько раз меньше, чем тянущего [28]. Кроме того, исключается дополнительное динамическое нагружение хвостовой балки пульсирующим воздушным потоком, отбрасываемым рулевым винтом.
Рис. 3.17. Зависимость относительной потери тяги РВ от схемы его расположения относительно хвостовой балки и параметров
Число лопастей рулевого винта приближенно может быть определено по соотношению
. (3.82)
Коэффициент заполнения РВ
. (3.83)
Максимальный крутящий момент на валу НВ по модулю равен реактивному моменту, действующему на корпус вертолета [ 28 ]:
. (3.84)
В этом случае из условия балансировки вертолета на расчетных режимах полета тяга рулевого винта
. (3.85)
Приближенно , где ‑ нормальный взлетный вес вертолета. На режиме висения с учетом гарантированного обеспечения путевого управления при неблагоприятном направлении ветра принимают
. (3.85а)
Для обеспечения характеристик продольной балансировки и устойчивости на вертолете можно использовать управляемый или неуправляемый стабилизатор. Стабилизатор имеет трапециевидную форму в плане и часто симметричный профиль в поперечном сечении. Его устанавливают на конце хвостовой балки в целях максимально возможного удаления от центра масс вертолета, а также для уменьшения вредного индуктивного воздействия НВ. Параметры (см. подразд. 3.4.1 и 3.5.2) и место расположения стабилизатора выбирают после проведения расчетов устойчивости и управляемости вертолетов с учетом статистического анализа прототипов. На этапах предварительного и эскизного проектирования принимают
. (3.86)
- Раздел 3. Выбор параметров легкого вертолета
- 3.1. Весовая категория проектируемого вертолета
- 3.2. Форма таблицы статистических данных вертолетов
- 3.3. Определение взлетной массы вертолета в первом приближении
- 3.4. Расчет параметров несущего винта вертолета
- 3.4.1. Выбор диапазона варьирования удельной нагрузки
- 3.4.2. Определение радиуса несущего винта
- 3.4.3. Выбор профиля сечения лопасти
- 3.4.4. Определение окружной скорости несущего винта
- 3.4.5. Коэффициент заполнения несущего винта
- 3.4.6. Определение количества лопастей нв
- 3.4.7. Хорда лопасти нв
- 3.4.8. Форма лопасти нв в плане
- 3.4.9. Профилировка, крутка лопасти нв
- 3.5. Потребная энерговооруженность вертолета
- 3.5.1. Мощность для висения вертолета на статическом потолке Удельная приведенная мощность, потребная для висения вертолета на статическом потолке [64, 90]:
- 3.5.2. Мощность для горизонтального полета вертолета на
- 3.5.3. Мощность для полета вертолета на динамическом потолке
- 3.5.4. Мощность для продолжения взлета вертолета при отказе одного двигателя
- 3.5.5. Анализ энерговооруженности вертолета
- 3.6. Относительная масса конструкции планера
- 3.6.1. Относительная масса фюзеляжа
- 3.6.2. Относительная масса оперения
- 3.6.3. Относительная масса шасси
- 3.6.4. Относительная масса управления
- 3.7. Относительная масса топлива
- 3.8. Относительная масса силовой установки
- 3.8.1. Относительная масса двигателей с системами и всу
- 3.8.2. Относительная масса винтов
- 3.8.3. Относительная масса трансмиссии
- 3.9. Масса оборудования
- 3.10. Анализ влияния удельной нагрузки нв на взлетную массу вертолета и его агрегатов
- 3.11. Выбор двигателя
- 3.11.1. Силовые установки с поршневыми двигателями
- 3.11.2. Силовые установки с турбовальными двигателями
- 3.11.3. Выбор двигателя
- 3.12. Определение параметров агрегатов легкого вертолета
- 3.12.1. Максимально допустимый радиус нв
- 3.12.2. Выбор параметров расположения несущего винта
- 3.12.3. Выбор параметров расположения рулевого винта и оперения
- 3.12.4. Выбор параметров фюзеляжа
- 3.12.5. Выбор параметров шасси
- 3.12.6. Выбор параметров трансмиссии легкого вертолета
- 3.12.7. Выбор схемы топливной системы вертолета
- 3.12.8. Компоновочная схема и общий вид вертолета
- 3.12.8.1. Центровка вертолета
- 3.12.8.2. Компоновка вертолета
- 3.12.8.3. Общий вид вертолета