3.8.1. Относительная масса двигателей с системами и всу
, (3.56)
где ‑ удельная масса двигателя, кг/кВт; ‑ коэффициент, учитывающий увеличение массы двигательной установки за счет систем: охлаждения, противопожарной, запуска, узлов крепления двигателей, масляных систем двигателей и главного редуктора, масла (кг/кВт); ‑ коэффициент, характеризующий увеличение массы силовой установки топливной системой (ТС); ‑ относительная масса ВСУ (вспомогательной силовой установки), = 0,005…0,008 [28].
Удельные массы ряда поршневых двигателей приведены в табл. 3.11 [9] (см. также табл. 3.10).
Таблица 3.11
-
Марка двигателя
кг / л.с.
кг / кВт
ВАЗ 426
0,667
0,907
Lycoming Н10-360
0,7
0,952
Rotax 914F
0,53
0,721
Lom Praha M-332A
0,807
1,1
Lom Praha M-337
0,786
1,07
Hirt F-30
0,484
0,658
(См. также табл. П.6.1 Приложения 6)
Значения удельной массы турбовальных реактивных двигателей для легких вертолетов в зависимости от их взлетной мощности могут быть определены по формуле, полученной на основе анализа статистических данных:
. (3.57)
Бóльшие значения удельной массы соответствуют вертолетам с маломощными двигателями, а малые – вертолетам с относительно мощными двигателями.
Для приближенного определения масс отдельных агрегатов силовой установки (СУ) с ПД можно (для оценки коэффициентов и ) использовать следующие удельные массы агрегатов, отнесенные к номинальной мощности двигателя [47] (табл.3.12):
Таблица 3.12
Системы СУ | , кг/кВт |
Рама двигателя с креплениями | 0,034…0,047 |
вентилятор для охлаждения двигателя | 0,030…0,041 |
капот двигателя и дефлекторы | 0,027…0,041 |
система питания | 0,058…0,084 |
система выхлопа и всасывания | 0,020…0,034 |
масло- и бензопроводка | 0,016…0,032 |
управление двигателем | 0,011…0,016 |
система запуска | 0,020…0,045 |
Для современных вертолетных турбовальных ГТД мощностью N 500…800 кВт: 0,2…0,24 кг/кВт; ≈ 0,04…0,05 кг/кВт [50];
= 0,07…0,09 ‑ для ТС с протектированными топливными баками; = 0,06…0,07 ‑ для топливной системы с применением гермоотсеков (кессонов); = 0,035...0,04 ‑ для гермоотсеков, масса которых обычно относится к массе планера [85].
- Раздел 3. Выбор параметров легкого вертолета
- 3.1. Весовая категория проектируемого вертолета
- 3.2. Форма таблицы статистических данных вертолетов
- 3.3. Определение взлетной массы вертолета в первом приближении
- 3.4. Расчет параметров несущего винта вертолета
- 3.4.1. Выбор диапазона варьирования удельной нагрузки
- 3.4.2. Определение радиуса несущего винта
- 3.4.3. Выбор профиля сечения лопасти
- 3.4.4. Определение окружной скорости несущего винта
- 3.4.5. Коэффициент заполнения несущего винта
- 3.4.6. Определение количества лопастей нв
- 3.4.7. Хорда лопасти нв
- 3.4.8. Форма лопасти нв в плане
- 3.4.9. Профилировка, крутка лопасти нв
- 3.5. Потребная энерговооруженность вертолета
- 3.5.1. Мощность для висения вертолета на статическом потолке Удельная приведенная мощность, потребная для висения вертолета на статическом потолке [64, 90]:
- 3.5.2. Мощность для горизонтального полета вертолета на
- 3.5.3. Мощность для полета вертолета на динамическом потолке
- 3.5.4. Мощность для продолжения взлета вертолета при отказе одного двигателя
- 3.5.5. Анализ энерговооруженности вертолета
- 3.6. Относительная масса конструкции планера
- 3.6.1. Относительная масса фюзеляжа
- 3.6.2. Относительная масса оперения
- 3.6.3. Относительная масса шасси
- 3.6.4. Относительная масса управления
- 3.7. Относительная масса топлива
- 3.8. Относительная масса силовой установки
- 3.8.1. Относительная масса двигателей с системами и всу
- 3.8.2. Относительная масса винтов
- 3.8.3. Относительная масса трансмиссии
- 3.9. Масса оборудования
- 3.10. Анализ влияния удельной нагрузки нв на взлетную массу вертолета и его агрегатов
- 3.11. Выбор двигателя
- 3.11.1. Силовые установки с поршневыми двигателями
- 3.11.2. Силовые установки с турбовальными двигателями
- 3.11.3. Выбор двигателя
- 3.12. Определение параметров агрегатов легкого вертолета
- 3.12.1. Максимально допустимый радиус нв
- 3.12.2. Выбор параметров расположения несущего винта
- 3.12.3. Выбор параметров расположения рулевого винта и оперения
- 3.12.4. Выбор параметров фюзеляжа
- 3.12.5. Выбор параметров шасси
- 3.12.6. Выбор параметров трансмиссии легкого вертолета
- 3.12.7. Выбор схемы топливной системы вертолета
- 3.12.8. Компоновочная схема и общий вид вертолета
- 3.12.8.1. Центровка вертолета
- 3.12.8.2. Компоновка вертолета
- 3.12.8.3. Общий вид вертолета