logo
4 Разд_3 (Тимченко)

3.12.7. Выбор схемы топливной системы вертолета

Топливная система (ТС) вертолета предназначена для размещения необходимого запаса топлива на вертолете и питания двигателей топливом на всех расчетных режимах их работы.

Состав типовой ТС легкого вертолета:

– внутренние (мягкие, жесткие) и/или внешние (накладные, подвесные) топливные баки;

– подкачивающие и перекачивающие насосы (типа ЭЦН-91Б);

– сигнализаторы давления (типа СДУ-2А-018);

– узел обратных клапанов;

– пожарный кран;

– электромагнитный кран включения струйных насосов;

– насосный агрегат; перекрывные и разделительный краны;

– основная магистраль питания двигателя;

– топливно-измерительная и управляющая аппаратура;

– сливные краны (для слива отстоя или невырабатываемого остатка топлива);

– дренажные трубопроводы и дренажный бачок;

– заливная горловина (устанавливают на верхней стенке топливного бака вертолета).

Принципиальную схему топливной системы легкого вертолета разрабатывают одновременно с другими системами силовой установки вертолета: масляной, дренажной и противопожарной, а также подсистемой подогрева топлива и охлаждения масла (рис. 3.23).

Типовая схема работы топливной системы легкого вертолета

При запуске двигателя топливо из бака подается при помощи подкачивающего насоса к микронасосу через фильтр и перекрывающий кран. Микронасос подает топливо под повышенным давлением к воспламенителям, которые впрыскивают топливо в камеру сгорания. Микронасос начинает работать при установке переключателя двигателей в положение "ВКЛ". Датчик давления включает сигнализатор (начала работы микронасоса) на приборной панели. Через 5-7 секунд микронасос останавливается в связи со срабатыванием контакта реле, которое находится в коробке автоматики запуска двигателя. При этом сигнализатор выключается.

При достижении определенного давления, созданного микронасосом, открывается кран запуска, который замыкает цепь управления электроприводным краном. Топливо через открытый кран подается к топливному насосу через бортовую магистраль. Топливный насос повышает давление топлива и подает его через жиклер холостого хода и регулятор в инжекторное кольцо. При этом двигатель набирает обороты холостого хода.

Рис. 3.23. Схема систем силовой установки легкого вертолета