Раздел 3. Выбор параметров легкого вертолета
К числу основных параметров вертолета, определяемых при его проектировании, относятся: взлетная масса (m0), удельная нагрузка на ометаемую площадь (p), диаметр несущего винта (DНВ), мощность двигателя (N) или энерговооруженность вертолета (Ñ), заполнение несущего винта (σ), окружная скорость концов лопастей ( ) или частота вращения НВ (n) [63, 64].
Выбор основных параметров вертолета проводится, прежде всего, из условия обеспечения заданных летно-технических характеристик (ЛТХ): грузоподъемности (mГР = + ), дальности полета (L), статического (Нст) и динамического (Ндин) потолков, максимальной (Vmax) и крейсерской (Vкрс) скоростей полета, скороподъемности (Vу) вертолета.
При этом в зависимости от задания исходных данных различают прямую и обратную задачи проектирования.
В прямой задаче задают: mГР, L, Нст, Ндин, Vmax, Vкрс, условия полета, взлета и посадки.
В обратной задаче, возникающей при проектировании вертолета под заданный двигатель или при модификации уже созданного вертолета, масса m0 считается заданной, т.к. она однозначно предопределяется мощностью двигателей N при заданных Нст, Ндин и p. Искомыми характеристиками в этом случае являются при заданной дальности L или дальность L при заданной массе .
Параметры и характеристики проектируемого легкого вертолета должны удовлетворять заданным (ТЗ и ТТТ) общим, конструктивным, прочностным, технологическим, экономическим, эксплуатационным и другим (специальным) требованиям.
Согласованное, компромиссное удовлетворение этих и других требований традиционно выражается в виде уравнения баланса масс вертолета:
, (3.1)
где .
Зависимость (3.1) является одним из важнейших критериев оценки эффективности объекта проектирования – критерием минимума взлетной массы легкого вертолета (см. табл. 2.10, 3.1 и 3.15 (типовая весовая сводка вертолета)).
Если представить составляющие уравнения баланса масс (3.1)в виде зависимостей от проектных параметров (например, от удельной нагрузки (p = G0 max / SНВ) на НВ (см. рис. 2.11) [92]), то получим "уравнение существования" (3.2) вертолета.
При этом выражение для взлетной массы m0 легкого вертолета при варьировании удельной нагрузки имеет вид [27, 28, 29, 52]
, (3.2)
где – относительные массы планера верто-лета, его силовой установки и топлива.
Зависимость (3.2) характеризует тенденцию изменения m0 при изменении удельной нагрузки на НВ. Полученные значения взлет-ной массы являются критериями оценки эффективности вертолета (минимум взлетной массы ) при конкретных его параметрах.
Структуры слагаемых и в уравнении (3.2) для вертолета одновинтовой схемы представляют следующим образом:
; (3.3)
; (3.4)
в уравнении (3.4):
; (3.5)
, (3.6)
где – относительные массы фюзеляжа, горизонтального оперения, шасси и управления;
– относительные массы двигателя и систем силовой установки, винтов и трансмиссии, соответственно;
– относительные массы лопастей и втулки несущего винта, лопастей и втулки рулевого винта;
– относительные величины масс главного, промежуточного и хвостового редукторов и трансмиссионных валов вертолета.
Выбор удельной нагрузки p в качестве основного варьируемого параметра при определении взлётной массы m0 вертолета обусловлен ее влиянием на многие параметры и характеристики вертолета: размеры несущей системы и всего вертолета, вертикальную скорость снижения вертолета при планировании на режиме самовращения НВ, энергетическое качество, энерговооруженность вертолета, индуктивную скорость потока, производительность и себестоимость работ вертолета, часовой и километровый расход топлива и т.д.
Уравнение существования и критерий минимума взлетной массы считают основным условием выбора параметров проектируемого вертолета (на этапе технического предложения – аванпроекта).
Выбор параметров вертолета в объеме эскизного проекта проводится итерационным методом с использованием исходных данных общего (предварительного) проектирования, уравнения баланса масс и статистических материалов.
Форма записи исходных данных для общего проектирования легкого вертолета:
Масса целевой нагрузки – …………... , кг.
Масса экипажа – …………………….… , кг.
Максимальная скорость – ………….… , км/ч.
Крейсерская скорость – ……………… , км/ч.
Скороподъемность – …………………. , м/с.
Максимальная дальность полета (при нормальной взлетной массе) – ……..……………….. , км.
Статический потолок – ……………...... , м.
Динамический потолок – …………..… , м.
Ресурс вертолета – ………………….... Т, л.ч.
Номенклатура и габариты целевой нагрузки.
Условия эксплуатации вертолета.
Критерий оценки эффективности вертолета.
Ниже приведены зависимости для определения параметров, относительных масс агрегатов вертолета, силовой установки, топлива и соответствующих коэффициентов для проектируемого легкого вертолета одновинтовой схемы в последовательности их выбора.
- Раздел 3. Выбор параметров легкого вертолета
- 3.1. Весовая категория проектируемого вертолета
- 3.2. Форма таблицы статистических данных вертолетов
- 3.3. Определение взлетной массы вертолета в первом приближении
- 3.4. Расчет параметров несущего винта вертолета
- 3.4.1. Выбор диапазона варьирования удельной нагрузки
- 3.4.2. Определение радиуса несущего винта
- 3.4.3. Выбор профиля сечения лопасти
- 3.4.4. Определение окружной скорости несущего винта
- 3.4.5. Коэффициент заполнения несущего винта
- 3.4.6. Определение количества лопастей нв
- 3.4.7. Хорда лопасти нв
- 3.4.8. Форма лопасти нв в плане
- 3.4.9. Профилировка, крутка лопасти нв
- 3.5. Потребная энерговооруженность вертолета
- 3.5.1. Мощность для висения вертолета на статическом потолке Удельная приведенная мощность, потребная для висения вертолета на статическом потолке [64, 90]:
- 3.5.2. Мощность для горизонтального полета вертолета на
- 3.5.3. Мощность для полета вертолета на динамическом потолке
- 3.5.4. Мощность для продолжения взлета вертолета при отказе одного двигателя
- 3.5.5. Анализ энерговооруженности вертолета
- 3.6. Относительная масса конструкции планера
- 3.6.1. Относительная масса фюзеляжа
- 3.6.2. Относительная масса оперения
- 3.6.3. Относительная масса шасси
- 3.6.4. Относительная масса управления
- 3.7. Относительная масса топлива
- 3.8. Относительная масса силовой установки
- 3.8.1. Относительная масса двигателей с системами и всу
- 3.8.2. Относительная масса винтов
- 3.8.3. Относительная масса трансмиссии
- 3.9. Масса оборудования
- 3.10. Анализ влияния удельной нагрузки нв на взлетную массу вертолета и его агрегатов
- 3.11. Выбор двигателя
- 3.11.1. Силовые установки с поршневыми двигателями
- 3.11.2. Силовые установки с турбовальными двигателями
- 3.11.3. Выбор двигателя
- 3.12. Определение параметров агрегатов легкого вертолета
- 3.12.1. Максимально допустимый радиус нв
- 3.12.2. Выбор параметров расположения несущего винта
- 3.12.3. Выбор параметров расположения рулевого винта и оперения
- 3.12.4. Выбор параметров фюзеляжа
- 3.12.5. Выбор параметров шасси
- 3.12.6. Выбор параметров трансмиссии легкого вертолета
- 3.12.7. Выбор схемы топливной системы вертолета
- 3.12.8. Компоновочная схема и общий вид вертолета
- 3.12.8.1. Центровка вертолета
- 3.12.8.2. Компоновка вертолета
- 3.12.8.3. Общий вид вертолета