logo
4 Разд_3 (Тимченко)

3.6.4. Относительная масса управления

При оценке массы системы управления вертолетом ее условно разделяют на две части: ручную (проводка управления от командных рычагов до бустеров) и бустерную (автомат перекоса, бустеры с их креплением, проводка управления от бустеров до автомата перекоса, основная гидросистема). Относительную массу системы управления в общем виде определяют по формуле [92]

, (3.46)

где ‑ относительные массы ручного (2.2) и бустерного управления вертолетом:

, (3.47)

где ‑ коэффициент массы ручного управления: = 7…10,5 кг/м ‑ для вертолетов транспортной категории, не имеющих вспомогательной системы управления; = 18…25 кг/м ‑ для вертолетов, имеющих вспомогательное управление для открытия грузовых створок, трапов, капотов, выпуска шасси и др.:

, (3.48)

здесь ‑ коэффициент относительной массы системы бустерного управления, ≈ 129,5 (кг/(м2·с2)); ‑ удлинение лопасти НВ (для лопастей отечественных вертолетов = 17,5…20,5; для лопастей ряда зарубежных вертолетов = 12,4…20,3).

Легкие вертолеты весьма часто не оснащаются гидравлической системой управления. В этом случае масса всех элементов системы управления будет зависеть от величины шарнирных моментов лопастей, размеров и схемы вертолета, количества командных рычагов, типа проводки и автомата-перекоса. Определение массы управления сводится к расчету массы ручного управления, достигнутый уровень коэффициента массы которого подтверждается статистикой:

≈ 7,3…8,2 кг/м.

Масса элементов проводки управления зависит от ее длины, изменяется пропорционально радиусу лопасти для легкого вертолета одновинтовой схемы. Так как длины всех проводок, кроме проводки к РВ, невелики, то можно ограничиться простой (типовой) механической системой управления.