logo
4 Разд_3 (Тимченко)

3.12.2. Выбор параметров расположения несущего винта

Расположение НВ по длине вертолета определяют из условий обеспечения заданной центровки вертолета (см. подразд. 3.12.6).

По высоте вертолета расположение НВ следует задавать, прежде всего, из условия незадевания (незацепления) концами прогнутых вниз лопастей, хвостовой балки и/или расположенных на земле характерных предметов (в т.ч. людей).

Рекомендуемая минимальная высота втулки НВ над уровнем посадочной площадки (НВТ) для легких вертолетов составляет

НВТ min2,1…2,5 м. (3.80)

Превышение втулки НВ над фюзеляжем (рис. 3.16) определяется:

Чтобы на крейсерском режиме полета продольная ось фюзеляжа вертолета была направлена по траектории полета (при этом ожидается наименьшее аэродинамическое сопротивление фюзеляжа), ось вала НВ располагают наклонной вперед на угол, равный 4...6° (рис. 3.16). Кроме того, фюзеляж вертолета может быть скомпонован так, что ось вала НВ будет отклонена от вертикальной оси вправо на 2...3°, если смотреть по направлению полета сзади (при вращении НВ по часовой стрелке при виде сверху на вертолет). Благодаря этому уменьшается крен вертолета вправо на висении и малых скоростях полета, а также достигается вертикальный взлет вертолета с одновременным отрывом от земли обоих полозьев или основных стоек шасси (а приземление также на обе основные стойки шасси).

Выбор числа лопастей НВ, параметров лопасти НВ (форма в плане, профиль и крутка) является компромиссным для различных эксплуатационных режимов полета вертолета и осуществляется из соображений оптимизации аэродинамических характеристик НВ с учетом влияния аэродинамики фюзеляжа, рулевого винта, шасси, крыла и т.п. В процессе предварительного и эскизного проектиро-вания легкого вертолета эти и другие параметры НВ используют для определения их влияния на массу и другие характеристики вертолета.

Рис. 3.16. Расположение втулки и НВ над фюзеляжем