logo
4 Разд_3 (Тимченко)

3.12.8.1. Центровка вертолета

По достижении допустимой погрешности вычисления взлетной массы, выбора параметров и характеристик вертолета, принятого критерия оценки его эффективности, подбора двигателя, а также систем силовой установки, выполняется расчет центровки (определение координат х0, у0, z0 центра масс) вертолета.

Центровкой достигается требуемое положение центра масс (ЦМ) вертолета на всех режимах полета, с учетом влияющих на положение ЦМ факторов (выгорание топлива, перемещение целевой нагрузки и т.д.). В учебном цикле предварительного и эскизного проектирования легкого вертолета расчет центровки проводится как минимум для трех случаев: при взлете с максимальной нагрузкой, при посадке с 5%-м запасом топлива на борту и при стоянке пустого вертолета:

, , . (3.90)

Часто продольную центровку вычисляют по углу , образуемому осью НВ и линией, соединяющей центр втулки НВ с ЦМ вертолета (табл. 3.14, рис. 3.24):

. (3.91)

В табл. 3.14 приведена также схема значений положения ЦМ легкого вертолета для случаев нормальной, предельно допустимых передней и задней центровок.

Таблица 3.14

Диапазон центровок одновинтового легкого вертолета (схема)

Схема вертолета: одновинтовая с РВ

Центровка

Угол ЦМ (ЦТ)

Нормальная

Предельно допустимая

передняя

задняя

-3º

-6º *

* ‑ со стабилизатором (при )

Создание или составление соответствующих технических документов (масштабные эскизы центровки вертолета (рис. 3.24)), расчет центровки (центровочная ведомость (табл. 3.15 – продольная центровка) и др. являются частью объемно-массовой компоновки (см. рис. 2.1 – 2.8, а также рис. 2.9 и 2.10).

Рис. 3.19 Масштабные эскизы центровки легкого вертолета

Рис. 3.19. Масштабные эскизы центровки легкого вертолета

Рис. 3.19 Масштабные эскизы центровки легкого вертолета

Рис. 3.19 Масштабные эскизы центровки легкого вертолета

Рис. 3.24. Масштабные эскизы центровки легкого вертолета

Таблица 3.15

Центровочная ведомость (схема)

Наименование агрегата

Масса агрегата

, кг

Положение ЦТ по оси , м

Стати-ческий момент , кг·м

Положение ЦТ по оси , м

Стати-ческий момент , кг·м

Несущий винт:

‑ лопасти,

‑ втулка

Система управления:

‑ бустерная,

‑ ручная

Трансмиссия:

‑ главный редуктор,

‑ промежуточный редуктор,

‑ трансмиссионный вал

Рулевой винт:

‑ лопасти,

‑ втулка

Силовая установка:

‑ двигатели,

‑ воздухозаборники,

‑ системы СУ и т.д.

Топливная система

Фюзеляж:

‑ носовая часть,

‑ средняя часть,

‑ хвостовая часть,

‑ крепление редуктора,

‑ капоты

Шасси:

‑ главное,

‑ переднее,

‑ хвостовая опора

Электрооборудование

Оборудование:

‑ приборы в кабине,

‑ радиооборудование,

‑ оборудование кабин и т.д.