logo
Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов 3 курс / UP_KrausYuA_PEMNP

5.4.4 Дискретное регулирование характеристик нпс

Большинство современных магистральных насосов укомплектовано сменными роторами на подачу 0,5·QН , 0,7·QН и 1,25·QН , которые имеют различные характеристики (рис. 5.14). Установка сменных роторов позволяет произвести дискретное изменение напора для каждого магистрального (на 20–30 м) и расхода в МН см рис. 5.14.

Применение сменных роторов как средства регулирования наиболее эффективно на начальной стадии эксплуатации МН, когда не все НПС построены, и трубопровод не выведен на проектную мощность, так как применение сменных роторов ведёт также к изменению зависимости КПД насоса от расхода. Эффект от установки сменных роторов можно получить и при длительном уменьшении объема перекачки.

Обточка рабочих колес магистральных насосов по наружному диаметру позволяет более тонко регулировать изменение напора насоса и расхода в МН (см. рис. 5.15) и применяется в трубопроводном транспорте нефти достаточно часто, хоть и является наиболее нежелательный метод регулирования, так как является необратимым.

Согласно рекомендации [2] обточку рабочих колес, в зависимости от величины коэффициента быстроходности nS, можно выполнять в следующих пределах:

Пересчет характеристики магистрального насоса при обточке рабочего колеса выполняется по формулам подобия [1, 2, 10]:

(5.72)

; (5.73)

, (5.74)

где Q, H и N – подача, напор и потребляемая мощность, соответствующие заводскому диаметру рабочего колеса D2;

Qоб, Hоб и Nоб – то же при уменьшенном диаметре рабочего колеса D2об.

Выразим напор, создаваемый насосом с обточенным рабочим колесом из уравнения (5.73)

. (5.75)

Если в уравнение (5.75) подставим зависимость создаваемого насосом напора от расхода (3.1) с учётом (5.72), то получим

. (5.76)

Подставив во второе слагаемой выражения (5.76) уравнение (5.72), получим характеристику насоса с обточенным рабочим колесом

, (5.77)

откуда можно найти необходимый диаметр обточенного колеса

. (5.78)

Qоб и Hоб определяются по гидравлической характеристике трубопровода, при этом как правило задаются величиной H, после определения Hp и Qp.

Нетрудно заметить, что все подобные режимы, для которых применимы уравнения (5.72)–(5.74) лежат на кривой H=СQ2 (см. рис. 5.15), которая называется параболой подобных режимов. При этом режим насоса с заводской характеристикой и режим работы насоса с обточенным рабочим колесом при работе на один и тот же трубопровод не являются подобными. Однако зная степень обточки или Dоб можно определить все подобные режимные точки для характеристики после обточки по формуле (5.77).

В настоящее время, как правило, все НПС одного эксплуатационного участка МН укомплектованы насосами одного типа, но с разными диаметрами рабочих колёс, в том числе обточенными. Всё это обеспечивает возможность более тонкого изменения производительности МН (большее число дискретных режимов) при изменении схемы включения насосов. Такой метод регулирования (изменение схемы включения) является самым распространённым.

Анализируя рис. 5.16а нетрудно заметить, что наибольший расход при работе на трубопровод даёт та схема включения, которая обеспечивает больший напор, при этом при последовательной схеме суммируются напоры, развиваемые каждым отдельным агрегатом, а при параллельной схеме – суммируются подачи, т.е. уменьшается подача каждого из параллельно работающих насосов, а следовательно увеличивается создаваемый ими напор, однако такая схема не позволяет получить напор выше максимально возможного напора для одного насоса.

На МН целесообразно использование последовательного соединения насосов, так как трубопровод имеет достаточно крутую характеристику (см. рис. 5.16). При этом последовательно соединённые насосы работают с большей, чем при параллельном соединении, подачей (QB>QC), а также с более высоким суммарным напором (HB>HC) и КПД (см. рис. 5.16а). Параллельное соединение насосов более предпочтительно при работе на трубопровод с пологой характеристикой (QF>QE, HF>HE) (см. рис. 5.16а).

Таким образом, как правило, под регулированием изменением схемы включения насосов понимается изменение последовательной схемы включения за счёт включения–отключения части агрегатов. Эта операция позволяет дискретно изменить суммарный развиваемый станциями напор на величину, кратную 200–300 метрам.

Рис. 5.16. Совмещенная характеристика МН и НПС при регулировании изменением схемы включения насосов: а – сравнение последовательной и параллельной схемы включения; б – циклическая перекачка

Для обеспечения планового объёма перекачки за расчётный период организуется так называемая [2, 27] циклическая перекачка, при которой эксплуатация МН осуществляется на двух режимах (рис. 15.6б): часть планового времени A перекачка ведется на повышенном режиме с производительностью QA>Qпл, а остаток времени B МН работает на пониженном режиме с меньшим числов включенных насосов и производительностью QB<Qпл. Параметры циклической перекачки определяются решением системы уравнений

(5.79)

где Vпл – плановый (суточный, годовой) объем перекачки нефти, Vпл=плQпл;

τA, τB – продолжительность работы нефтепровода на режимах A и B. Решение системы (3.64) сводится к вычислению времени A и B

(5.80)

Значения QA и QB определяются в результате решения уравнения баланса напоров с учётом схемы включения насосов.