5.4.4 Дискретное регулирование характеристик нпс
Большинство современных магистральных насосов укомплектовано сменными роторами на подачу 0,5·QН , 0,7·QН и 1,25·QН , которые имеют различные характеристики (рис. 5.14). Установка сменных роторов позволяет произвести дискретное изменение напора для каждого магистрального (на 20–30 м) и расхода в МН см рис. 5.14.
Применение сменных роторов как средства регулирования наиболее эффективно на начальной стадии эксплуатации МН, когда не все НПС построены, и трубопровод не выведен на проектную мощность, так как применение сменных роторов ведёт также к изменению зависимости КПД насоса от расхода. Эффект от установки сменных роторов можно получить и при длительном уменьшении объема перекачки.
Обточка рабочих колес магистральных насосов по наружному диаметру позволяет более тонко регулировать изменение напора насоса и расхода в МН (см. рис. 5.15) и применяется в трубопроводном транспорте нефти достаточно часто, хоть и является наиболее нежелательный метод регулирования, так как является необратимым.
Согласно рекомендации [2] обточку рабочих колес, в зависимости от величины коэффициента быстроходности nS, можно выполнять в следующих пределах:
при 60< nS<120 – до 20% наружного диаметра;
при 120< nS<200 – до 15% наружного диаметра;
при nS=200300 – до 10% наружного диаметра.
Пересчет характеристики магистрального насоса при обточке рабочего колеса выполняется по формулам подобия [1, 2, 10]:
(5.72)
; (5.73)
, (5.74)
где Q, H и N – подача, напор и потребляемая мощность, соответствующие заводскому диаметру рабочего колеса D2;
Qоб, Hоб и Nоб – то же при уменьшенном диаметре рабочего колеса D2об.
Выразим напор, создаваемый насосом с обточенным рабочим колесом из уравнения (5.73)
. (5.75)
Если в уравнение (5.75) подставим зависимость создаваемого насосом напора от расхода (3.1) с учётом (5.72), то получим
. (5.76)
Подставив во второе слагаемой выражения (5.76) уравнение (5.72), получим характеристику насоса с обточенным рабочим колесом
, (5.77)
откуда можно найти необходимый диаметр обточенного колеса
. (5.78)
Qоб и Hоб определяются по гидравлической характеристике трубопровода, при этом как правило задаются величиной H, после определения Hp и Qp.
Нетрудно заметить, что все подобные режимы, для которых применимы уравнения (5.72)–(5.74) лежат на кривой H=СQ2 (см. рис. 5.15), которая называется параболой подобных режимов. При этом режим насоса с заводской характеристикой и режим работы насоса с обточенным рабочим колесом при работе на один и тот же трубопровод не являются подобными. Однако зная степень обточки или Dоб можно определить все подобные режимные точки для характеристики после обточки по формуле (5.77).
В настоящее время, как правило, все НПС одного эксплуатационного участка МН укомплектованы насосами одного типа, но с разными диаметрами рабочих колёс, в том числе обточенными. Всё это обеспечивает возможность более тонкого изменения производительности МН (большее число дискретных режимов) при изменении схемы включения насосов. Такой метод регулирования (изменение схемы включения) является самым распространённым.
Анализируя рис. 5.16а нетрудно заметить, что наибольший расход при работе на трубопровод даёт та схема включения, которая обеспечивает больший напор, при этом при последовательной схеме суммируются напоры, развиваемые каждым отдельным агрегатом, а при параллельной схеме – суммируются подачи, т.е. уменьшается подача каждого из параллельно работающих насосов, а следовательно увеличивается создаваемый ими напор, однако такая схема не позволяет получить напор выше максимально возможного напора для одного насоса.
На МН целесообразно использование последовательного соединения насосов, так как трубопровод имеет достаточно крутую характеристику (см. рис. 5.16). При этом последовательно соединённые насосы работают с большей, чем при параллельном соединении, подачей (QB>QC), а также с более высоким суммарным напором (HB>HC) и КПД (см. рис. 5.16а). Параллельное соединение насосов более предпочтительно при работе на трубопровод с пологой характеристикой (QF>QE, HF>HE) (см. рис. 5.16а).
Таким образом, как правило, под регулированием изменением схемы включения насосов понимается изменение последовательной схемы включения за счёт включения–отключения части агрегатов. Эта операция позволяет дискретно изменить суммарный развиваемый станциями напор на величину, кратную 200–300 метрам.
Рис. 5.16. Совмещенная характеристика МН и НПС при регулировании изменением схемы включения насосов: а – сравнение последовательной и параллельной схемы включения; б – циклическая перекачка
Для обеспечения планового объёма перекачки за расчётный период организуется так называемая [2, 27] циклическая перекачка, при которой эксплуатация МН осуществляется на двух режимах (рис. 15.6б): часть планового времени A перекачка ведется на повышенном режиме с производительностью QA>Qпл, а остаток времени B МН работает на пониженном режиме с меньшим числов включенных насосов и производительностью QB<Qпл. Параметры циклической перекачки определяются решением системы уравнений
(5.79)
где Vпл – плановый (суточный, годовой) объем перекачки нефти, Vпл=плQпл;
τA, τB – продолжительность работы нефтепровода на режимах A и B. Решение системы (3.64) сводится к вычислению времени A и B
(5.80)
Значения QA и QB определяются в результате решения уравнения баланса напоров с учётом схемы включения насосов.
- Краус Юрий Александрович
- Содержание
- Введение
- 1. Общие сведения о магистральных нефтепроводах
- 1.1 Назначение и классификация нефтепроводов
- Краткая характеристика категорий участков мн
- 1.2 Устройство магистральных нефтепроводов
- 1.2.1 Состав объектов и сооружений мн
- 1.2.3 Нефтеперекачивающие станции
- 1.2.4 Линейные сооружения мн
- 1.3 Технологические схемы перекачки
- 2. Свойства нефтей
- 2.1. Классификация нефтей и контроль качества
- Типы товарной нефти
- Группы товарной нефти
- Виды товарной нефти
- 2.2. Физико-химические свойства и определение их расчётных значений
- 2.2.1. Плотность, сжимаемость и температурное расширение
- 2.2.2. Вязкость
- 2.2.3. Неньютоновские свойства нефтей
- 2.2.4. Испаряемость и давление насыщенных паров
- 2.2.5. Теплофизические свойства
- 3. Условия строительства
- 3.1 Классификация условий строительства
- 3.2 Теплофизическое влияние трубопровода на окружающий его массив грунта
- 3.2.1 Теплофизические свойства грунта
- Теплофизические характеристики грунтов
- 3.2.2 Распределение температуры в массиве грунта
- 3.3 Теплофизическое влияние массива грунта на перекачиваемы продукт. Расчетная температура
- 3.3.1. Изменение температуры по длине мн. Расчётная температура
- 3.3.2. Определение полного коэффициента теплопередачи от нефти в массив грунта
- Формулы Михеева
- 4. Конструктивные параметры трубопровода
- 4.1 Основные конструктивные параметры лч мн
- 4.1.1 Конструктивные схемы прокладки
- 4.1.2 Физико-механические характеристики сталей
- 4.1.3. Основные пространственные характеристики
- 4.2 Прочностной расчёт трубопровода по методу предельных состояниям
- 4.2.1 Схема нагружения подземного трубопровода
- 4.2.2 Расчёт несущей способности мн
- 4.2.3 Эпюра несущей способности и разращенных напоров
- 4.3 Деформируемость трубопровода
- 5. Технологические параметры
- 5.1 Основные технологические параметры мн
- 5.2 Гидравлический расчёт мн
- 5.2.1 Основные уравнения для гидравлических расчётов трубопроводов при установившемся течении
- 5.2.2 Гидравлические потери и гидравлические режимы перекачки
- Значения коэффициентов , m, для различных режимов и зон течения жидкости в трубопроводе круглого сечения
- 5.2.3 Гидравлический расчёт простого трубопровода
- 5.2.4 Гидравлический расчёт простого трубопровода с самотечными участками
- 5.2.5 Гидравлический расчёт последовательного соединения простых трубопроводов: трубопровод со вставкой
- 5.2.6 Гидравлический расчёт параллельного соединения простых трубопроводов: трубопровод с лупингом
- 5.2.7 Гидравлический расчёт сложного трубопровода с перемычками
- 5.2.8 Гидравлический расчёт разветвлённого соединения простых трубопроводов и сложного трубопровода с отводом
- 5.3 Технологический расчёт мн при стационарном режиме перекачки
- 5.3.1 Характеристики насосов и нпс
- 5.3.2 Уравнение баланса напоров
- 5.3.3 Особенности технологического расчёта мн с промежуточными перекачивающими станциями
- 5.3.4 Решение уравнения баланса напоров
- 5.4 Регулирование режимов работы мн и управление процессом перекачки
- 5.4.1 Изменение пропускной способности мн в процессе эксплуатации
- 5.4.2 Практика изменения режимов перекачки
- 5.4.3 Классификация методов регулирования
- Классификация методов регулирования
- 5.4.4 Дискретное регулирование характеристик нпс
- 5.4.5 Плавное регулирование характеристик нпс
- По трассе при регулировании дросселированием на промежуточной нпс
- 5.4.6 Группа методов, направленных на изменение характеристик лч
- 5.4.7 Выбор рациональных режимов перекачки
- 5.5 Технологический расчёт мн при последовательной перекачке
- 5.5.1 Особенности гидравлического расчёта нефтепровода при последовательной перекачке. Скачки напора в трубопроводе
- 5.5.2 Изменение расхода и давления на выходе нпс в процессе смены жидкостей
- 5.5.3 Уравнение баланса давлений при последовательной перекачке
- 5.6 Технологический расчёт мн при нестационарных процессах
- 5.6.1 Общие сведения о неустановившихся процессах и причинах их возникновения
- 5.6.2 Инерционные свойства потока нефти в трубопроводе. Формулы н.Е. Жуковского
- 5.6.3 Борьба с гидравлическим ударом
- 6. Технико-экономические показатели
- 6.1 Приведённые затраты
- 6.2 Капитальные вложения
- 6.3 Эксплуатационные расходы
- Библиографический список