1.2.4 Линейные сооружения мн
К линейным сооружениям МН относятся подводящие трубопроводы, связывающие источники нефти с ГНПС, и собственно магистральный трубопровод с ответвлениями, лупингами и перемычками, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения НПС, узлами КПП СОД. Параллельно прокладываемые трубопроводы одного назначения связывают между собой перемычками.
Линейная запорная арматура, предназначенная для перекрытия участков нефтепровода при авариях и ремонте. В зависимости от рельефа местности интервал между линейными задвижками должен составлять 15–20 км [4].
На участках нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и трубопроводов сжиженных углеводородных газов, примыкающих к подводным переходам, необходимо предусматривать устройства, исключающие скопление газа или воздуха в трубопроводах в местах их перехода через водные преграды, с этой целью используют вантузы. Вантуз – это задвижка с патрубком, устанавливаемая под прямым углом к оси трубопровода. Вантузы по своему назначению делятся на проектные и временные. Вантузы бывают проектные и временные. Проектные предусматриваются:
на высоких точках рельефа местности для впуска воздуха и выпуска газовоздушной смеси при ремонтных работах;
на подводных переходах в пределах ограждения задвижки, имеющей наименьшую геодезическую отметку, для проверки герметичности береговых задвижек и уменьшения давления до статического в отключенной нитке;
на узлах линейных задвижек в пределах ограждений с двух сторон от задвижки (для проверки герметичности задвижки и выполнения технологических операций по заполнению и опорожнению участка);
в низких точках рельефа местности для выполнения технологических операций по заполнению и опорожнению участка.
При этом на резервных нитках, оборудованных КПП СОД, вантузы не устанавливаются. На вантузы, установленные на ЛЧ проектной организацией, должны быть внесены изменения в исполнительную документацию. Вантузы, на которые не имеется проектной документации относятся к временно установленным и должны быть ликвидированы по завершению выполненных работ. Временные вантузы предназначены для выполнения ремонтных работ, заполнения водой при строительстве.
Переходы через естественные и искусственные препятствия:
подводные переходы (выполняются в две нитки при ширине водной преграды в межень 75 м и более);
переходы через автомобильные и железные дороги, прокладываемые в защитных кожухах (футлярах);
надземные переходы через овраги, ущелья и т. п.;
Узлы КПП СОД предназначены для запуска и приёма очистных и инспекционных средств в процессе эксплуатации. Они размещаются на расстоянии до 300 км друг от друга и, как правило, совмещаются с НПС. Устройства пуска и приема СОД предусматриваются также на лупингах и отводах протяженностью более 3 км и резервных нитках подводных переходов независимо от их протяженности. Трубопровод и узлы КПП СОД оборудованы сигнальными приборами, регистрирующими их прохождение.
Кроме того, к линейным сооружениям относят:
установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии;
средства телемеханики, технологической связи, оперативного управления и помещения для их размещения;
линии электропередач, предназначенные питания вспомогательных систем, установок электрохимической защиты и обслуживания нефтепроводов;
устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты;
противоэрозионные и защитные сооружения нефтепроводов;
земляные амбары для временного хранения нефти при авариях;
здания и сооружения линейной службы эксплуатации нефтепроводов (ЛЭС, пункты обогрева, усадьбы линейных обходчиков, вертолетные площадки и т.п.);
постоянные вдольтрассовые проезды, сооружаемые в случае необходимости при соответствующем технико-экономическом обосновании, опознавательные, запрещающие и предупредительные знаки местонахождения нефтепроводов.
В целях обеспечения сохранности, создания безопасных условий эксплуатации, предотвращения несчастных случаев и исключения возможности повреждения нефтепроводов устанавливается охранная зона в соответствии с «Правилами охраны магистральных трубопроводов». Вдоль трассы устанавливаются опознавательные знаки нефтепровода, сигнальные знаки и постоянные реперы в местах пересечения МН с водными преградами, знаки «Остановка запрещена» в местах пересечения с автодорогами и предупредительные знаки в соответствии с «Правилами охраны магистральных трубопроводов» и «Правилами технической эксплуатации магистральных нефтепроводов».
На трассе трубопровода предусматривается установка сигнальных железобетонных или деревянных знаков высотой 1,5–2 м от поверхности земли, которые должны быть оснащены соответствующими щитами с надписями-указателями. Знаки устанавливаются в пределах видимости, но не более, чем через 500 м, а также дополнительно на углах поворота. Определение категорий участков нефтепроводов производится по [4].
- Краус Юрий Александрович
- Содержание
- Введение
- 1. Общие сведения о магистральных нефтепроводах
- 1.1 Назначение и классификация нефтепроводов
- Краткая характеристика категорий участков мн
- 1.2 Устройство магистральных нефтепроводов
- 1.2.1 Состав объектов и сооружений мн
- 1.2.3 Нефтеперекачивающие станции
- 1.2.4 Линейные сооружения мн
- 1.3 Технологические схемы перекачки
- 2. Свойства нефтей
- 2.1. Классификация нефтей и контроль качества
- Типы товарной нефти
- Группы товарной нефти
- Виды товарной нефти
- 2.2. Физико-химические свойства и определение их расчётных значений
- 2.2.1. Плотность, сжимаемость и температурное расширение
- 2.2.2. Вязкость
- 2.2.3. Неньютоновские свойства нефтей
- 2.2.4. Испаряемость и давление насыщенных паров
- 2.2.5. Теплофизические свойства
- 3. Условия строительства
- 3.1 Классификация условий строительства
- 3.2 Теплофизическое влияние трубопровода на окружающий его массив грунта
- 3.2.1 Теплофизические свойства грунта
- Теплофизические характеристики грунтов
- 3.2.2 Распределение температуры в массиве грунта
- 3.3 Теплофизическое влияние массива грунта на перекачиваемы продукт. Расчетная температура
- 3.3.1. Изменение температуры по длине мн. Расчётная температура
- 3.3.2. Определение полного коэффициента теплопередачи от нефти в массив грунта
- Формулы Михеева
- 4. Конструктивные параметры трубопровода
- 4.1 Основные конструктивные параметры лч мн
- 4.1.1 Конструктивные схемы прокладки
- 4.1.2 Физико-механические характеристики сталей
- 4.1.3. Основные пространственные характеристики
- 4.2 Прочностной расчёт трубопровода по методу предельных состояниям
- 4.2.1 Схема нагружения подземного трубопровода
- 4.2.2 Расчёт несущей способности мн
- 4.2.3 Эпюра несущей способности и разращенных напоров
- 4.3 Деформируемость трубопровода
- 5. Технологические параметры
- 5.1 Основные технологические параметры мн
- 5.2 Гидравлический расчёт мн
- 5.2.1 Основные уравнения для гидравлических расчётов трубопроводов при установившемся течении
- 5.2.2 Гидравлические потери и гидравлические режимы перекачки
- Значения коэффициентов , m, для различных режимов и зон течения жидкости в трубопроводе круглого сечения
- 5.2.3 Гидравлический расчёт простого трубопровода
- 5.2.4 Гидравлический расчёт простого трубопровода с самотечными участками
- 5.2.5 Гидравлический расчёт последовательного соединения простых трубопроводов: трубопровод со вставкой
- 5.2.6 Гидравлический расчёт параллельного соединения простых трубопроводов: трубопровод с лупингом
- 5.2.7 Гидравлический расчёт сложного трубопровода с перемычками
- 5.2.8 Гидравлический расчёт разветвлённого соединения простых трубопроводов и сложного трубопровода с отводом
- 5.3 Технологический расчёт мн при стационарном режиме перекачки
- 5.3.1 Характеристики насосов и нпс
- 5.3.2 Уравнение баланса напоров
- 5.3.3 Особенности технологического расчёта мн с промежуточными перекачивающими станциями
- 5.3.4 Решение уравнения баланса напоров
- 5.4 Регулирование режимов работы мн и управление процессом перекачки
- 5.4.1 Изменение пропускной способности мн в процессе эксплуатации
- 5.4.2 Практика изменения режимов перекачки
- 5.4.3 Классификация методов регулирования
- Классификация методов регулирования
- 5.4.4 Дискретное регулирование характеристик нпс
- 5.4.5 Плавное регулирование характеристик нпс
- По трассе при регулировании дросселированием на промежуточной нпс
- 5.4.6 Группа методов, направленных на изменение характеристик лч
- 5.4.7 Выбор рациональных режимов перекачки
- 5.5 Технологический расчёт мн при последовательной перекачке
- 5.5.1 Особенности гидравлического расчёта нефтепровода при последовательной перекачке. Скачки напора в трубопроводе
- 5.5.2 Изменение расхода и давления на выходе нпс в процессе смены жидкостей
- 5.5.3 Уравнение баланса давлений при последовательной перекачке
- 5.6 Технологический расчёт мн при нестационарных процессах
- 5.6.1 Общие сведения о неустановившихся процессах и причинах их возникновения
- 5.6.2 Инерционные свойства потока нефти в трубопроводе. Формулы н.Е. Жуковского
- 5.6.3 Борьба с гидравлическим ударом
- 6. Технико-экономические показатели
- 6.1 Приведённые затраты
- 6.2 Капитальные вложения
- 6.3 Эксплуатационные расходы
- Библиографический список