logo
Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов 3 курс / UP_KrausYuA_PEMNP

4.2.1 Схема нагружения подземного трубопровода

Уложенный в грунт трубопровод испытывает кольцевые, продольные и радиальные напряжения (рис. 4.3).

Кольцевые напряжения σк возникают под действием разности внутреннего и внешнего давления (P Po). Величина σк определяется из условия равновесия части трубы, отсечённой плоскостью, проходящей через её ось. Согласно гипотезе тонкостенных оболочек под действием разности давлений (P Po) на единице длины трубопровода создается разрывающее усилие равное , гдеDср – диаметр серединного волокна. Ему противодействует сила сопротивления , где – толщина стенки трубы.

Поскольку в условиях равновесия они равны, то можем записать

, (4.1)

Если в качестве внешнего давления принять атмосферное, то P Pa=p – есть избыточное давление в трубопроводе. С учётом того, что толщина стенки много меньше диаметра согласно [19] получим

. (4.2)

Продольные напряжения создаются под действием

1) внутреннего давления

;

2) перепада температур

,

где ∆Т – расчетный температурный перепад, обусловленный различием температур эксплуатации трубопровода и замыкания его стыков при строительстве;

  1. изгибающих усилий

,

где RИ – радиус изгиба трубопровода.

Знак плюс при расчете относится к растягивающим напряжениям, а знак минус – к сжимающим. Напряжения изгиба возникают на поворотах трассы трубопровода, а также при прохождении через вершины и впадины профиля трассы.

Таким образом, суммарная величина продольных напряжений составляет

. (4.3)

Радиальные напряжения малы и в расчетах не учитываются. Кроме того, при расчетах на прочность пренебрегают давлением грунта и воздействием подвижных нагрузок (автомобили, сельскохозяйственные машины, строительная техника), так как они незначительны и компенсируются внутренним давлением [2, 19–20].