3.1 Классификация условий строительства
Согласно [2, 14–17] можно выделить следующие условия и характеристики, обуславливающие особенности сооружения и эксплуатации ЛЧ МН:
гидрогеологические условия трассы;
инженерно-геологические условия трассы;
топографические условия трассы;
инженерно-строительная характеристика района;
условия инженерно-технического обеспечения НПС;
схема доставки труб, материалов и оборудования.
Под гидрогеологическими условиями подразумевается обводненность грунтов, глубина залегания и мощность водоносных горизонтов, физические свойства и химический состав подземных вод.
Уровень грунтовых вод определяет некоторые особенности прокладки трубопроводов, а также проведения ремонтных работ на ЛЧ. Если он выше отметки низа трубы, то его называют высоким, если ниже – то низким. При высоком уровне грунтовых вод необходимо использовать водоотливную технику и устраивать дренажи, что в свою очередь влияет на стоимость строительства.
Физико-химические свойства подземных вод выявляются для определения их минерализации и оценки агрессивности по отношению к бетонным и металлическим конструкциям.
Под инженерно-геологическими условиями понимается комплекс природных процессов и явлений в их взаимном сочетании и взаимодействии, которые прямо или косвенно влияют на условия строительства и эксплуатации сооружений в том числе физико-механические и теплофизические свойства грунтов, а также физико-геологические процессы и явления развитие которых тесно связано с климатом и прочими природными факторами. Наибольшее влияние они оказывают на выбор положения трассы МН и конструктивных параметров трубопровода, таких как толщина стенки (при проверке общей устойчивости в продольном направлении) и конструктивная схема прокладки, а также расчётные температуры вдоль трассы и расчётные свойства нефтепродукта (при подземной прокладке), а следовательно оказывает влияние на перекачку.
Топографические условия трассы или рельеф значительно влияют на распределение гидравлического напора по трассе, а, следовательно, расстановку НПС и параметры перекачки. Кроме того, рельеф местности влияет на появление перевальных и провальных точек, что требуется учитывать при выполнении гидравлических расчетов.
На основании данных о положении трассы магистрального трубопровода, его начальном, конечном и промежуточных пунктах производится построение её профиля.
Профиль трассы – это графическое изображение рельефа местности вдоль оси трубопровода, которое строится по особым правилам:
на него наносятся только характерные точки (вершины, впадины, изломы) местности;
расстояния между характерными точками откладываются только по горизонтали, а их геодезические (нивелирные) отметки – по вертикали;
профиль трассы вычерчивают сжатым: масштаб по вертикали крупнее, чем по горизонтали, – в результате чего чертёж получается более наглядным.
Рис 3.1. Переход от разреза земной поверхности к сжатому профилю
Из сказанного следует, что профиль трассы ни в коем случае не является разрезом земной поверхности вертикальной плоскостью, проходящей через ось трубопровода.
По чертежу профиля трассы определяют необходимые для гидравлического расчета расчетную длину нефтепровода и разность геодезических (нивелирных) отметок. По нему также выполняют расстановку НПС. При эксплуатации МН профиль используется для определения времени опорожнения и заполнения ремонтируемых участков; оценки объёмов нефти, разлившейся при повреждении трубопровода, и, оставшейся в трубопроводе; определения давления в месте производства ремонтных работ без остановки перекачки и т.п.
Основным фактором, определяющим сметную стоимость строительства МН, является инженерно-строительная характеристика района. Она определяяется заселённостью района прохождения трассы, объёмом и способом рекультивации земель, необходимостью организации водльтрассовых проездов и подъездов к трассе, противопожарными и защитными сооружениями, степенью насыщенности вдольтрассовыми сооружениями электрохимзащиты, связи и электроснабжения, объёмом сноса существующих строений.
Основной способ учёта инженерно-строительной характеристики района – это разработка инженерно-строительной классификации местности, отражающей самые разнообразные условия. Все встречающиеся участки местности можно разделить на 6 основных типов: равнины; пустыни; болота; многолетнемёрзлые участки; водные преграды; горы. Существуют классификации участков местности и с использованием дополнительных признаков (наличие или отсутствие леса, уровень стояния грунтовых вод, просадочность многолетнемерзлых грунтов, угол наклона местности и др.) введено от 48 до 90 категорий местности [14–17]. Они отличаются условиями и стоимостью строительства.
Затраты на строительство НПС в значительной степени зависят от объемов работ по их инженерно-техническому обеспечению: внешнее электроснабжение, система технологической и хозяйственной связи, водоснабжение и объекты канализования сточных вод, подъездные автодороги и их инженерные сооружения. В свою очередь стоимость строительства МН зависит от условий доставки труб, оборудования и материалов. В каждом конкретном случае транспортные расходы будут определяться размещением баз подрядчика, транспортными условиями на трассе, технологией ведения сварочных и изоляционно-укладочных работ.
- Краус Юрий Александрович
- Содержание
- Введение
- 1. Общие сведения о магистральных нефтепроводах
- 1.1 Назначение и классификация нефтепроводов
- Краткая характеристика категорий участков мн
- 1.2 Устройство магистральных нефтепроводов
- 1.2.1 Состав объектов и сооружений мн
- 1.2.3 Нефтеперекачивающие станции
- 1.2.4 Линейные сооружения мн
- 1.3 Технологические схемы перекачки
- 2. Свойства нефтей
- 2.1. Классификация нефтей и контроль качества
- Типы товарной нефти
- Группы товарной нефти
- Виды товарной нефти
- 2.2. Физико-химические свойства и определение их расчётных значений
- 2.2.1. Плотность, сжимаемость и температурное расширение
- 2.2.2. Вязкость
- 2.2.3. Неньютоновские свойства нефтей
- 2.2.4. Испаряемость и давление насыщенных паров
- 2.2.5. Теплофизические свойства
- 3. Условия строительства
- 3.1 Классификация условий строительства
- 3.2 Теплофизическое влияние трубопровода на окружающий его массив грунта
- 3.2.1 Теплофизические свойства грунта
- Теплофизические характеристики грунтов
- 3.2.2 Распределение температуры в массиве грунта
- 3.3 Теплофизическое влияние массива грунта на перекачиваемы продукт. Расчетная температура
- 3.3.1. Изменение температуры по длине мн. Расчётная температура
- 3.3.2. Определение полного коэффициента теплопередачи от нефти в массив грунта
- Формулы Михеева
- 4. Конструктивные параметры трубопровода
- 4.1 Основные конструктивные параметры лч мн
- 4.1.1 Конструктивные схемы прокладки
- 4.1.2 Физико-механические характеристики сталей
- 4.1.3. Основные пространственные характеристики
- 4.2 Прочностной расчёт трубопровода по методу предельных состояниям
- 4.2.1 Схема нагружения подземного трубопровода
- 4.2.2 Расчёт несущей способности мн
- 4.2.3 Эпюра несущей способности и разращенных напоров
- 4.3 Деформируемость трубопровода
- 5. Технологические параметры
- 5.1 Основные технологические параметры мн
- 5.2 Гидравлический расчёт мн
- 5.2.1 Основные уравнения для гидравлических расчётов трубопроводов при установившемся течении
- 5.2.2 Гидравлические потери и гидравлические режимы перекачки
- Значения коэффициентов , m, для различных режимов и зон течения жидкости в трубопроводе круглого сечения
- 5.2.3 Гидравлический расчёт простого трубопровода
- 5.2.4 Гидравлический расчёт простого трубопровода с самотечными участками
- 5.2.5 Гидравлический расчёт последовательного соединения простых трубопроводов: трубопровод со вставкой
- 5.2.6 Гидравлический расчёт параллельного соединения простых трубопроводов: трубопровод с лупингом
- 5.2.7 Гидравлический расчёт сложного трубопровода с перемычками
- 5.2.8 Гидравлический расчёт разветвлённого соединения простых трубопроводов и сложного трубопровода с отводом
- 5.3 Технологический расчёт мн при стационарном режиме перекачки
- 5.3.1 Характеристики насосов и нпс
- 5.3.2 Уравнение баланса напоров
- 5.3.3 Особенности технологического расчёта мн с промежуточными перекачивающими станциями
- 5.3.4 Решение уравнения баланса напоров
- 5.4 Регулирование режимов работы мн и управление процессом перекачки
- 5.4.1 Изменение пропускной способности мн в процессе эксплуатации
- 5.4.2 Практика изменения режимов перекачки
- 5.4.3 Классификация методов регулирования
- Классификация методов регулирования
- 5.4.4 Дискретное регулирование характеристик нпс
- 5.4.5 Плавное регулирование характеристик нпс
- По трассе при регулировании дросселированием на промежуточной нпс
- 5.4.6 Группа методов, направленных на изменение характеристик лч
- 5.4.7 Выбор рациональных режимов перекачки
- 5.5 Технологический расчёт мн при последовательной перекачке
- 5.5.1 Особенности гидравлического расчёта нефтепровода при последовательной перекачке. Скачки напора в трубопроводе
- 5.5.2 Изменение расхода и давления на выходе нпс в процессе смены жидкостей
- 5.5.3 Уравнение баланса давлений при последовательной перекачке
- 5.6 Технологический расчёт мн при нестационарных процессах
- 5.6.1 Общие сведения о неустановившихся процессах и причинах их возникновения
- 5.6.2 Инерционные свойства потока нефти в трубопроводе. Формулы н.Е. Жуковского
- 5.6.3 Борьба с гидравлическим ударом
- 6. Технико-экономические показатели
- 6.1 Приведённые затраты
- 6.2 Капитальные вложения
- 6.3 Эксплуатационные расходы
- Библиографический список