3.12.8.3. Общий вид вертолета
Общий вид легкого вертолета позволяет увязать основные размеры и параметры вертолета и установить его внешние формы (рис. 3.30, 3.31). Общий вид вертолета необходим для изготовления рабочих чертежей частей вертолета и чертежей модели, предназначенной для аэродинамических исследований (продувки в аэродинамической трубе). Создание общего вида вертолета в виде 3D-модели распределения пространства или чертежа неразрывно связано с компоновкой и центровкой, аэродинамическим расчетом, расчетом устойчивости и управляемости вертолета и т.д.
По результатам расчетно-экспериментальных исследований в чертеж общего вида вертолета вносятся необходимые изменения и дополнения.
На этапе предварительного и эскизного проектирования общий вид вертолета формируют на основе: идей главного конструктора; результатов выбора его основных параметров и геометрических размеров с учетом исходных данных задания; методов проектирования конструкций и систем вертолета; мирового опыта проектирования вертолетов подобного назначения (статистические данные).
Чертеж общего вида вертолета выполняют в трех проекциях на ватмане форматом А2, ГОСТ 2.301-68 (СТ СЭВ 1181-78) с нанесе-нием габаритных и наиболее характерных размеров (рис. 3.30, 3.31).
В правом углу чертежа (выше штампа ‑ в таблице) указаны основные параметры, характеризующие проектируемый вертолет (например, на высоте полета = 500 м с нормальной заправкой топлива):
взлетная масса – m0 = 1360 кг;
целевая нагрузка – mЦН = 500 кг;
максимальная скорость полета – Vmax = 210 км/ч;
крейсерская скорость полета – Vmax = 180 км/ч;
максимальная высота полета – НДИН = 3700 м;
статический потолок – НСТАТ = 1200 м;
экономическая скорость полета – VЭК = 105 км/ч;
дальность полета – L = 370 км;
продолжительность полета – Т ≈ 2,5 ч;
тип двигателя – ТВлД типа АИ-450;
максимальная мощность двигателя – Nmax = 465 кВт;
крейсерская мощность двигателя – NКРС = 300 кВт.
Чертеж общего вида вертолета должен быть оформлен в соответствии с требованиями ЕСКД и ГОСТов и увязан с компоновкой и текстовой частью проекта, в которой следует привести необходимые расчеты и обоснования принятых конструкторских решений.
Следует учитывать, что в настоящее время существует несколько методов и способов формирования внешнего облика легкого вертолета с точки зрения взаимной пространственной увязки частей вертолета, их формы и конструктивно-силовых схем, являющихся непременным условием выполнения чертежей общего и компоновочного видов (см. разд. 2 и 6).
| Рис. 3.30. Общий вид проектируемого легкого вертолета |
Рис. 3.31. Общий вид легкого вертолета АК1-3 (Вертолетостроительное предприятие ООО «КБ Аэрокоптер»)
- Раздел 3. Выбор параметров легкого вертолета
- 3.1. Весовая категория проектируемого вертолета
- 3.2. Форма таблицы статистических данных вертолетов
- 3.3. Определение взлетной массы вертолета в первом приближении
- 3.4. Расчет параметров несущего винта вертолета
- 3.4.1. Выбор диапазона варьирования удельной нагрузки
- 3.4.2. Определение радиуса несущего винта
- 3.4.3. Выбор профиля сечения лопасти
- 3.4.4. Определение окружной скорости несущего винта
- 3.4.5. Коэффициент заполнения несущего винта
- 3.4.6. Определение количества лопастей нв
- 3.4.7. Хорда лопасти нв
- 3.4.8. Форма лопасти нв в плане
- 3.4.9. Профилировка, крутка лопасти нв
- 3.5. Потребная энерговооруженность вертолета
- 3.5.1. Мощность для висения вертолета на статическом потолке Удельная приведенная мощность, потребная для висения вертолета на статическом потолке [64, 90]:
- 3.5.2. Мощность для горизонтального полета вертолета на
- 3.5.3. Мощность для полета вертолета на динамическом потолке
- 3.5.4. Мощность для продолжения взлета вертолета при отказе одного двигателя
- 3.5.5. Анализ энерговооруженности вертолета
- 3.6. Относительная масса конструкции планера
- 3.6.1. Относительная масса фюзеляжа
- 3.6.2. Относительная масса оперения
- 3.6.3. Относительная масса шасси
- 3.6.4. Относительная масса управления
- 3.7. Относительная масса топлива
- 3.8. Относительная масса силовой установки
- 3.8.1. Относительная масса двигателей с системами и всу
- 3.8.2. Относительная масса винтов
- 3.8.3. Относительная масса трансмиссии
- 3.9. Масса оборудования
- 3.10. Анализ влияния удельной нагрузки нв на взлетную массу вертолета и его агрегатов
- 3.11. Выбор двигателя
- 3.11.1. Силовые установки с поршневыми двигателями
- 3.11.2. Силовые установки с турбовальными двигателями
- 3.11.3. Выбор двигателя
- 3.12. Определение параметров агрегатов легкого вертолета
- 3.12.1. Максимально допустимый радиус нв
- 3.12.2. Выбор параметров расположения несущего винта
- 3.12.3. Выбор параметров расположения рулевого винта и оперения
- 3.12.4. Выбор параметров фюзеляжа
- 3.12.5. Выбор параметров шасси
- 3.12.6. Выбор параметров трансмиссии легкого вертолета
- 3.12.7. Выбор схемы топливной системы вертолета
- 3.12.8. Компоновочная схема и общий вид вертолета
- 3.12.8.1. Центровка вертолета
- 3.12.8.2. Компоновка вертолета
- 3.12.8.3. Общий вид вертолета