3.6.1. Относительная масса фюзеляжа
Относительную массу фюзеляжа легкого вертолета можно рассчитать по формуле [3.39]
, (3.39)
где ‒ коэффициент массы фюзеляжа, ≈ 1,7 кг0,75/м1,76 (табл. 3.9); ‒ взлетная масса первого, второго и т.д. приближений; — площадь омываемой (наружной) поверхности фюзеляжа.
Величину принимают, учитывая статистические данные [82] (табл. 3.9), или вычисляют по одной из приближенных формул:
; (3.40)
, (3.41)
где , ‑ площади проекций фюзеляжа в плане и при виде сбоку; ‑ площадь миделевого сечения фюзеляжа; ‑ длина фюзеляжа. Первая формула дает более точный результат.
Достаточно точную оценку величины можно получить по способу 1), согласно которому фюзеляж без надстроек разбивают на несколько отсеков: носовой, центральный, хвостовой и хвостовая балка. В этом случае носовой и хвостовой отсеки заменяют полу-эллипсоидами, конусами или промежуточными фигурами, примыкающими к центральному отсеку. Центральную часть представляют в виде цилиндра эквивалентного диаметра, величину которого определяют из условия равенства периметров миделевого и эквивалентного сечений; хвостовую балку ‑ в виде усеченного конуса.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Следует принимать во внимание, что наиболее перспективным является определение омываемой поверхности фюзеляжа вертолета по результатам 3D-моделирования общего вида (облика) вертолета и его частей в компьютерных системах: типа КОМПАС, SolidWorks, UNIGRAPHICS, CATIA и т.п.
Таблица 3.9
Вертолет | Масса фюзе-ляжа , кг | Нормальная взлетная масса , кг | Относительная масса фюзеляжа | Наружная поверхность фюзеляжа , м2 | К-нт массы фюзеляжа, кг0,75/м1,76 |
Ми-1 | 341 | 2470 | 0,138 | 32 | 2,29 |
Ми-2 | 445 | 3550 | 0,125 | 40 | 2,22 |
Ми-34 |
| 1300 |
|
|
|
R-22 | 67 | 621 | 0,1079 | 9,6 | 1,84 |
Брэнтли В-2В | 82 | 757 | 0,108 | 15 | 1,44 |
Брэнтли м.305 | 142 | 1315 | 0,108 | 24,9 | 1,39 |
Во-105А | 227 | 2100 | 0,108 | 24,2 | 1,78 |
МВВ Во-105LS | 259 | 2400 | 0,108 | 25,4 | 2,15 |
Хиллер FH-1100, RH-1100 | 135 | 1247 | 0,108 | 24,2 | 1,37 |
Хиллер RH-1100 | 140 | 1292 | 0,108 | 24,2 | 1,44 |
Хьюз 369 | 118 | 1090 | 0,108 | 21,7 | 1,36 |
ОН-6А Кэйюз 500 | 125 | 1157 | 0,108 | 21,7 | 1,42 |
Хьюз 500 Д/Е | 147 | 1360 | 0,108 | 21,7 | 1,61 |
Хьюз 500 МД | 147 | 1360 | 0,108 | 21,7 | 1,61 |
Хьюз 530 F | 152 | 1409 | 0,108 | 22,4 | 1,61 |
Энстром F-28А | 105 | 975 | 0,108 | 20,5 | 1,32 |
Энстром F-28F/280Шарк | 115 | 1066 | 0,108 | 20,5 | 1,41 |
SA-3160, Алуэтт III | 205 | 1900 | 0,108 | 29 | 1,6 |
SA-316B | 238 | 2200 | 0,108 | 29 | 1,79 |
SA-316C | 243 | 2250 | 0,108 | 29 | 1,82 |
SA-330C, Пума | 691 | 6400 | 0,108 | 69,3 | 1,85 |
SA-341G, Газель | 194 | 1800 | 0,108 | 21,4 | 2,01 |
SA-342L | 216 | 2000 | 0,108 | 21,4 | 2,18 |
AS-350В,Экюрей | 233 | 2150 | 0,108 | 33,4 | 1,56 |
Примечание. Для указанных в табл. 3.9 легких вертолетов приведены расчетные значения и |
Такое внимание к величине площади фюзеляжа вертолета объясняется существенным влиянием величины на другие его характеристики.
- Раздел 3. Выбор параметров легкого вертолета
- 3.1. Весовая категория проектируемого вертолета
- 3.2. Форма таблицы статистических данных вертолетов
- 3.3. Определение взлетной массы вертолета в первом приближении
- 3.4. Расчет параметров несущего винта вертолета
- 3.4.1. Выбор диапазона варьирования удельной нагрузки
- 3.4.2. Определение радиуса несущего винта
- 3.4.3. Выбор профиля сечения лопасти
- 3.4.4. Определение окружной скорости несущего винта
- 3.4.5. Коэффициент заполнения несущего винта
- 3.4.6. Определение количества лопастей нв
- 3.4.7. Хорда лопасти нв
- 3.4.8. Форма лопасти нв в плане
- 3.4.9. Профилировка, крутка лопасти нв
- 3.5. Потребная энерговооруженность вертолета
- 3.5.1. Мощность для висения вертолета на статическом потолке Удельная приведенная мощность, потребная для висения вертолета на статическом потолке [64, 90]:
- 3.5.2. Мощность для горизонтального полета вертолета на
- 3.5.3. Мощность для полета вертолета на динамическом потолке
- 3.5.4. Мощность для продолжения взлета вертолета при отказе одного двигателя
- 3.5.5. Анализ энерговооруженности вертолета
- 3.6. Относительная масса конструкции планера
- 3.6.1. Относительная масса фюзеляжа
- 3.6.2. Относительная масса оперения
- 3.6.3. Относительная масса шасси
- 3.6.4. Относительная масса управления
- 3.7. Относительная масса топлива
- 3.8. Относительная масса силовой установки
- 3.8.1. Относительная масса двигателей с системами и всу
- 3.8.2. Относительная масса винтов
- 3.8.3. Относительная масса трансмиссии
- 3.9. Масса оборудования
- 3.10. Анализ влияния удельной нагрузки нв на взлетную массу вертолета и его агрегатов
- 3.11. Выбор двигателя
- 3.11.1. Силовые установки с поршневыми двигателями
- 3.11.2. Силовые установки с турбовальными двигателями
- 3.11.3. Выбор двигателя
- 3.12. Определение параметров агрегатов легкого вертолета
- 3.12.1. Максимально допустимый радиус нв
- 3.12.2. Выбор параметров расположения несущего винта
- 3.12.3. Выбор параметров расположения рулевого винта и оперения
- 3.12.4. Выбор параметров фюзеляжа
- 3.12.5. Выбор параметров шасси
- 3.12.6. Выбор параметров трансмиссии легкого вертолета
- 3.12.7. Выбор схемы топливной системы вертолета
- 3.12.8. Компоновочная схема и общий вид вертолета
- 3.12.8.1. Центровка вертолета
- 3.12.8.2. Компоновка вертолета
- 3.12.8.3. Общий вид вертолета