logo search
4 Разд_3 (Тимченко)

3.6.2. Относительная масса оперения

Массу оперения (вертикального (ВО), горизонтального (ГО)) вертолета приближенно можно определить (см. (2.3)) по формуле

, (3.42)

где – удельная масса (средняя масса 1м2) оперения, кг/м2;

– площадь оперения (ВО и/или ГО), м2.

Поскольку удельная масса оперения вертолета по статистичес-ким данным имеет довольно большой разброс ( = 5,6...12,4 кг/м2)*, а площадь оперения на начальных этапах проектирования еще не определена, на практике можно использовать эмпирическую зависимость массы оперения от взлетной массы вертолета:

, (3.43)

‒ относительная масса оперения: ≈ 0,001…0,002 для стабилизатора, ≈ 0,002…0,004 для киля легкого вертолета.

Относительную массу стабилизатора легкого вертолета в зависимости от удельной нагрузки на НВ также определяют по формуле

, (3.44)

где – коэффициент массы ГО, = 70…131,4 Н2;

(где ), на этапе предварительного и эскизного проектирования легкого вертолета можно принять  0,004.

Площадь ВО на вертолетах одновинтовой схемы составляет (0,6...1,5) % ометаемой площади НВ. На вертолетах, у которых вместо обычного рулевого винта установлен многолопастный винт в канале – «фенестрон», площадь вертикального оперения увеличена до 2,5...3,5 % ометаемой площади НВ.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

* У легких вертолетов Ми-34 и АК1-3 ‒ и кг/м2, соответственно.