3.12.2. Выбор параметров расположения несущего винта
Расположение НВ по длине вертолета определяют из условий обеспечения заданной центровки вертолета (см. подразд. 3.12.6).
По высоте вертолета расположение НВ следует задавать, прежде всего, из условия незадевания (незацепления) концами прогнутых вниз лопастей, хвостовой балки и/или расположенных на земле характерных предметов (в т.ч. людей).
Рекомендуемая минимальная высота втулки НВ над уровнем посадочной площадки (НВТ) для легких вертолетов составляет
НВТ min ≥ 2,1…2,5 м. (3.80)
Превышение втулки НВ над фюзеляжем (рис. 3.16) определяется:
углом отклонения рукава втулки вниз на упор центробежного ограничения свеса (~1,5...2°) [28];
статическим прогибом лопасти ( ) [28];
расстоянием по вертикали между концом невращающейся лопасти и хвостовой балкой конструкции вертолета [28].
Чтобы на крейсерском режиме полета продольная ось фюзеляжа вертолета была направлена по траектории полета (при этом ожидается наименьшее аэродинамическое сопротивление фюзеляжа), ось вала НВ располагают наклонной вперед на угол, равный 4...6° (рис. 3.16). Кроме того, фюзеляж вертолета может быть скомпонован так, что ось вала НВ будет отклонена от вертикальной оси вправо на 2...3°, если смотреть по направлению полета сзади (при вращении НВ по часовой стрелке при виде сверху на вертолет). Благодаря этому уменьшается крен вертолета вправо на висении и малых скоростях полета, а также достигается вертикальный взлет вертолета с одновременным отрывом от земли обоих полозьев или основных стоек шасси (а приземление также на обе основные стойки шасси).
Выбор числа лопастей НВ, параметров лопасти НВ (форма в плане, профиль и крутка) является компромиссным для различных эксплуатационных режимов полета вертолета и осуществляется из соображений оптимизации аэродинамических характеристик НВ с учетом влияния аэродинамики фюзеляжа, рулевого винта, шасси, крыла и т.п. В процессе предварительного и эскизного проектиро-вания легкого вертолета эти и другие параметры НВ используют для определения их влияния на массу и другие характеристики вертолета.
|
Рис. 3.16. Расположение втулки и НВ над фюзеляжем |
- Раздел 3. Выбор параметров легкого вертолета
- 3.1. Весовая категория проектируемого вертолета
- 3.2. Форма таблицы статистических данных вертолетов
- 3.3. Определение взлетной массы вертолета в первом приближении
- 3.4. Расчет параметров несущего винта вертолета
- 3.4.1. Выбор диапазона варьирования удельной нагрузки
- 3.4.2. Определение радиуса несущего винта
- 3.4.3. Выбор профиля сечения лопасти
- 3.4.4. Определение окружной скорости несущего винта
- 3.4.5. Коэффициент заполнения несущего винта
- 3.4.6. Определение количества лопастей нв
- 3.4.7. Хорда лопасти нв
- 3.4.8. Форма лопасти нв в плане
- 3.4.9. Профилировка, крутка лопасти нв
- 3.5. Потребная энерговооруженность вертолета
- 3.5.1. Мощность для висения вертолета на статическом потолке Удельная приведенная мощность, потребная для висения вертолета на статическом потолке [64, 90]:
- 3.5.2. Мощность для горизонтального полета вертолета на
- 3.5.3. Мощность для полета вертолета на динамическом потолке
- 3.5.4. Мощность для продолжения взлета вертолета при отказе одного двигателя
- 3.5.5. Анализ энерговооруженности вертолета
- 3.6. Относительная масса конструкции планера
- 3.6.1. Относительная масса фюзеляжа
- 3.6.2. Относительная масса оперения
- 3.6.3. Относительная масса шасси
- 3.6.4. Относительная масса управления
- 3.7. Относительная масса топлива
- 3.8. Относительная масса силовой установки
- 3.8.1. Относительная масса двигателей с системами и всу
- 3.8.2. Относительная масса винтов
- 3.8.3. Относительная масса трансмиссии
- 3.9. Масса оборудования
- 3.10. Анализ влияния удельной нагрузки нв на взлетную массу вертолета и его агрегатов
- 3.11. Выбор двигателя
- 3.11.1. Силовые установки с поршневыми двигателями
- 3.11.2. Силовые установки с турбовальными двигателями
- 3.11.3. Выбор двигателя
- 3.12. Определение параметров агрегатов легкого вертолета
- 3.12.1. Максимально допустимый радиус нв
- 3.12.2. Выбор параметров расположения несущего винта
- 3.12.3. Выбор параметров расположения рулевого винта и оперения
- 3.12.4. Выбор параметров фюзеляжа
- 3.12.5. Выбор параметров шасси
- 3.12.6. Выбор параметров трансмиссии легкого вертолета
- 3.12.7. Выбор схемы топливной системы вертолета
- 3.12.8. Компоновочная схема и общий вид вертолета
- 3.12.8.1. Центровка вертолета
- 3.12.8.2. Компоновка вертолета
- 3.12.8.3. Общий вид вертолета