Влияние качества поверхностей на эксплуатационные свойства деталей машин
Основная причина (80%) выхода из строя машин - это износ рабочих поверхностей сопряжённых деталей. Реже наблюдаются поломки деталей из-за их некачественного изготовления или конструктивного несовершенства. Уменьшение износа повышает долговечность машин, сохраняет заданную конструктором точность и существенно сокращает расходы на ремонт.
Шероховатость поверхности существенно влияет на трение и износ трущихся пар, усталостную прочность деталей, прочность прессовых посадок, коррозионную стойкость и др.
В начальный момент контакт сопряжённых поверхностей происходит по вершинам отдельных неровностей профиля (рис. 95,а), в результате чего фактическая площадь стыка Fф сказывается значительно меньше расчётной Fp и номинальной Fф= 10-90%Fp. В точках контакта возникают давления, превышающие предел текучести, а иногда и предел прочности материала поверхностей. Под действием этих давлений при неподвижных поверхностях в точках контакта происходят упругое сжатие и пластическая деформация смятия неровностей или их выкрашивание (при контакте хрупких материалов, см. рис. 95,6).
При взаимном перемещении поверхностей происходит срез, отламыва-ние и пластический сдвиг вершин неровностей, приводящий к интенсивному начальному износу трущихся деталей и увеличению зазоров в трущихся парах. Высота неровностей профиля в период начального износа (приработки деталей) может уменьшаться на 65...75%. Фактическая площадь контакта поверхностей возрастает, а удельное давление падает. Вместе с изменением размеров меняется и форма неровностей, а также направление обработочных рисок. Интенсивность износа деталей уменьшается.
Шероховатость поверхностей, образовавшаяся в результате приработки, получила название оптимальной. Уменьшение высоты неровностей против оптимального значения приводит к быстрому возрастанию износа. Это объясняется возникновением молекулярного сцепления и заедания плотно соприкасающихся поверхностей повышенной гладкости и этому способствуют выдавливание смазки и плохая смачиваемость смазкой зеркально-чистых поверхностей. Происходят взаимные схватывания металлов, сопровождающиеся местными вырывами частиц. Шероховатость поверхностей увеличивается и приближается к оптимальной.
Конструкторы и технологи стремятся посредством механической обработки создавать поверхности с шероховатостью, близкой к оптимальной для данных условий трения. Такая шероховатость в процессе износа почти не меняется, а время приработки и изменения начальных зазоров оказывается наименьшим .
На величину износа, кроме высоты, оказывают влияние форма неровностей профиля и их взаимное расположение. Опыты показывают, что тонкие и многочисленные неровности обеспечивают большую износоустойчивость, чем крупные неровности большого шага (рис. 96).
С увеличением числа неровностей, приходящихся на единицу площади, несущая способность поверхности повышается, а величина контактных деформаций стыков сокращается.
Со взаимным расположением неровностей (обработочных рисок) на контактирующих поверхностях связывают величину коэффициента трения. При сочетании поверхностей, имеющих одинаковое направление неровностей и при их перпендикулярном направлении к движению, коэффициент трения достигает наибольшего значения (рис. 97,а). При взаимно перпендикулярном направлении неровностей трущихся поверхностей (см. рис. 97,6) или при их хаотичном расположении, что наблюдается при суперфинишировании, коэффициент трения минимален. Поэтому в ответственных соединениях направление неровностей может быть оговорено в технических условиях или указано символами ЕСКД.
В ответственных соединениях бывает весьма важно в период приработки сохранить требуемый характер посадок. Для этого рекомендуется устанавливать необходимую высоту шероховатостей в зависимости от требуемой точности проектируемого сопряжения посредством расчёта по экспериментально-статистическим зависимостям при диаметре сопряжения:
менее 18 мм
;
18...50 мм
;
свыше 50 мм
.
В этих выражениях поле допуска Т и высота неровностей профиля RZ выражены в микрометрах.
Величиной шероховатости во многом определяется прочность сопряжении с натягом. При запрессовке происходит сдвиг неровностей и фактический натяг уменьшается по сравнению с расчётным. Опыты показали, что увеличение шероховатости вдвое (с RZ = I8 до RZ = 36,5 мкм) снизило прочность прессового соединения ось - ступица вагонного колеса на 40%. При запрессовке с тепловым воздействием неровности профиля не сдвигаются. Прочность таких соединений выше, чем при обычной запрессовке с тем же натягом.
Шероховатость поверхности влияет на прочность деталей, работающих в условиях циклической и знакопеременной нагрузок. Впадины профиля выполняют функцию надрезов поверхности и в значительной степени влияют на концентрацию напряжений и образование усталостных трещин, особенно в местах переходов, канавок, галтелей и др., которые сами по себе являются концентраторами. С увеличением шероховатости предел выносливости падает (рис. 98).
С уменьшением величины шероховатости прочность сталей при ударной нагрузке повышается на I5...20% и до 50 раз снижается их хладноломкость. Одновременно повышается коррозионная стойкость деталей. Коррозия в атмосферных условиях возникает легче и распространяется быстрее на грубообработанных поверхностях. С увеличением неровностей профиля резко возрастает площадь контакта поверхности детали с атмосферной средой; одновременно во впадинах накапливаются водные растворы электролитов, приводящие к образованию локальных очагов электрохимической коррозии. Коррозия быстро развивается и в дальнейшем охватывает всю грубообработанную поверхность. На полированных зеркальных поверхностях электролит не задерживается, а площадь контакта с атмосферой мало отличается от номинальной. Коррозионная стойкость таких поверхностей значительно выше.
Существенное значение на эксплуатационные свойства деталей имеет деформационное упрочнение (наклёп) металла поверхностного слоя. Наклёп уменьшает сжатие и истирание поверхностей при наличии их непосредственного контакта и взаимное внедрение поверхностных слоев, возникающее при их механическом и молекулярном взаимодействиях. Упрочнение увеличивает диффузию кислорода воздуха в металл поверхностного слоя, создавая в нём твёрдые химические соединения FeO, F2O3 и Fe3O4 , характерные для окислительного износа, протекающего с наименьшей интенсивностью. Упрочнение поверхностных слоев повышает их микротвёрдость и препятствует развитию совместной пластической деформации металлов трущихся деталей, вызывающей холодную сварку - схватывание, которая является наиболее интенсивным видом износа. В целом наклёп, возникающий в результате обработки резанием, уменьшает износ поверхностей в 1,5...2 раза. Упрочнение полезно до предела, определяемого свойствами конкретного металла. При дальнейшем упрочнении поверхности переупрочнённые (перенаклёпанные) и охрупченные зоны металла отслаиваются от его основной массы, начинается шелушение и ускоренный износ.
Упрочнение металла до определённых пределов препятствует росту существующих и возникновению новых усталостных трещин. Такой слой может значительно нейтрализовать вредное влияние наружных дефектов и шероховатости поверхности, при этом заметно повышаются усталостная и циклическая прочности деталей машин (на 20...30%).
Наклёп поверхности ускоряет коррозию в 1,5...2 раза. Это обусловлено тем, что при пластической деформации поликристаллического материала в нём возникают микроскопические неоднородности, способствующие образованию часто расположенных очагов коррозии. Наиболее интенсивно коррозия распространяется в зонах плоскостей сдвигов и мест выхода дислокаций на поверхность.
При наклёпе поверхностей роликами или обдувке их дробью происходит завалыцовывание путей проникновения коррозионных сред внутрь металла. Это частично нейтрализует развитие коррозионных процессов и вызываемое ими снижение усталостной прочности деталей.
При нагреве деталей в пластически деформированных слоях, с увеличенными удельными объемами и уменьшенной плотностью, быстрее протекают диффузионные процессы, интенсивнее выгорают легирующие элементы, что способствует понижению сопротивления металла поверхностных слоев отрыву. По этой пгичине при рабочей температуре свыше 600...800°С наклёп поверхностного слоя во многих случаях оказывается вредным, снижающим эксплуатационные качества машин.
Остаточные напряжения в поверхностных слоях деталей машин влияют на их усталостную прочность. Многочисленные исследования показали, что усталостная прочность очень сильно зависит от величины знака глубины распространения остаточных напряжений поверхностного слоя. Установлено, что сжимающие напряжения поверхностного слоя увеличивают предел усталости, а растягивающие - снижают. Например, для твёрдых сталей сжимающие напряжения способны повысить предел усталости на 50%, а растягивающие - снизить его до З0%. Изложенное относится к поверхностям, испытывающим при работе циклические и знакопеременные нагрузки. В парах трения уже после 2000 циклов происходит перераспределение остаточных напряжений на контактных поверхностях. Получившиеся при обработке, являющиеся по своей природе упругими, остаточные напряжения сжатия или растяжения снимаются. В результате трения на поверхностях возникают остаточные напряжения сжатия. Величина новых остаточных напряжений зависит от условий трения и пластических свойств трущихся металлов. Они не оказывают никакого влияния на скорость и величину износа при трении скольжения, т.е. на работу деталей.
- Введение
- Термины, определения и стандарты
- Техническое нормирование в механосборочном производстве
- Элементы теории базирования
- Основные понятия» термины и определения
- Частные случаи и примеры базирования заготовок при механической обработке.
- Разновидности баз.
- Искусственные технологические базы и дополнительные опорные поверхности
- Черновые технологические базы
- Принцип единства (совмещения) баз
- Принцип постоянства баз
- Особенности использования технологических баз при обработке заготовок деталей машин
- Основные сведения из теории размерных цепей
- Назначение размерных цепей и задачи, решаемые с их помощью
- Терминология и классификация размерных цепей
- Методы и примеры расчетов размерных цепей
- Решение пространственных размерных цепей
- Качество машин и их элементов
- Общие сведения о качестве изделий машиностроения
- Качество деталей машин
- Технологичность изделий
- Общие сведения о технологичности и методах её оценки
- Технологические требования к изделиям машиностроения
- Технологические требования к деталям машин
- Технологические требования к поверхностям деталей машин
- Основные показатели технологичности заготовок деталей машин
- Количественная оценка технологичности конструкции
- Дополнительные показатели технологичности конструкции
- Точность изготовления деталей
- Погрешности механической обработки и способы достижения точности
- Метод пробных ходов и промеров
- Метод автоматического получения размеров на предварительно настроенном станке
- Другие способы достижения точности обработки
- Погрешности обработки, возникающие вследствие геометрических погрешностей станков
- Погрешности, вызываемые неточностью и износом режущего инструмента
- Погрешности обработки, связанные с деформациями технологической системы под действием сил резания
- Понятие о жёсткости и податливости технологической системы
- Методы расчётов погрешностей обработки
- Влияние жесткости технологической системы на производительность обработки
- Методы определения жёсткости технологической системы
- Основные направления в повышении жёсткости технологической системы
- Погрешности, обусловленные тепловыми деформациями технологической системы
- Общая характеристика температурных деформаций
- Тепловые деформации станков
- Тепловые деформации заготовок
- Распределение теплоты при механической обработке
- Тепловые деформации режущего инструмента
- Погрешности теоретической схемы обработки
- Статистические методы в технологии машиностроения
- Понятие о случайных погрешностях и законах их распределения
- Распределение измеренных размеров валиков с диаметрами в пределах мм
- Композиции законов распределения и правила суммирования погрешностей
- Примеры применения закона нормального распределения размеров в технологии машиностроения
- Возможности применения статистических методов в технологии машиностроения
- Точечные диаграммы и их применение для исследования точности обработки
- Настройка станков. Способы и погрешности настройки
- Общие сведения о настройке и погрешностях настройки станков
- Настройка станков по пробным деталям
- Настройка станков по эталонам
- Преимущества и недостатки способов
- Погрешности установки заготовок
- Рассеивание размеров, связанное с погрешностью установок
- Погрешности базирования
- Погрешности закрепления
- Погрешности положения заготовок в приспособлениях
- Погрешности, вызываемые перераспределением внутренних напряжений в заготовках в процессе их обработки
- Напряжения в заготовках
- Напряжения в отливках
- Напряжения и деформации в других заготовках
- Определение суммарной погрешности механической обработки
- Суммарная погрешность при обработке на предварительно настроенном станке
- Суммарная погрешность при обработке методом пробных ходов и промеров
- Пути повышения точности механической обработки
- Задачи технологических служб
- Расчёт режимов резания, обеспечивающих необходимую точность и высокую производительность обработки
- Сокращение первичных погрешностей механической обработки
- Управление точностью обработки
- Качество поверхностей деталей машин.
- Общие сведения
- Геометрические характеристики качества поверхности деталей
- Возникновение шероховатости на поверхностях деталей машин
- Влияние геометрии процесса обработки на шероховатость точёных и строганых поверхностей
- Шероховатость поверхности при цилиндрическом фрезеровании
- Влияние режима обработки на шероховатость поверхности
- Влияние геометрии и режима процесса шлифования на шероховатость поверхности
- Влияние смазывающе-охлаждающей жидкости
- Влияние вибраций технологической системы на формирование рельефа поверхности
- Изменение физико-механических свойств поверхностей заготовок в процессе изготовления деталей
- Состояние поверхностного слоя заготовок
- Состояние поверхностного слоя деталей
- Остаточные напряжения в поверхностных слоях деталей
- Методы исследования свойств поверхностных слоев
- Влияние качества поверхностей на эксплуатационные свойства деталей машин
- Понятие о технологической наследственности
- Припуски на обработку поверхностей
- Общие сведения о припусках на обработку и их функциях
- Методы назначения припусков на обработку
- Расчет величины минимального припуска
- Промежуточные и исходные размеры заготовок
- Проектирование технологических процессов
- Классификация технологических процессов
- Исходная информация для проектирования технологических процессов
- Технико-экономические принципы проектирования технологических процессов
- Последовательность технологического проектирования
- Определение типа производства
- Отработка изделия на технологичность и технологический контроль чертежа
- Выбор заготовки для деталей машин
- Выбор способов обработки поверхностей и назначение технологических баз
- Составление технологического маршрута обработки
- Назначение припусков и уточнение чертежа заготовки
- Проектирование технологических операций
- Выбор оборудования и приспособлений
- Выбор режущего инструмента
- Последовательность расчётов режимов резания для одноинструментальной обработки
- Особенности расчётов режимов резания для многоинструментальной обработки
- Способы расчёта экономичности вариантов технологических процессов
- Технологическая документация
- Разработка типовых технологических процессов
- Основы проектирования групповых технологических процессов
- Список литературы
- 306012, Г. Белгород, ул. Костюкова, 46