logo
263_2009

42. Сборка разъемных соединений со шпонкой.

Размеры шпонок выполняют по системе вала, т.к. посадки в па­зах вала и ступицы, как правило, различны. При неподвижных соеди­нениях шпонку устанавливают в паз вала плотно или с натягом, а в пазу ступицы посадка создается более свободная. Плотную посадку шпонки в пазу втулки применяют обычно тогда, когда втулка, пере­давая крутящий момент, должна свободно перемещаться вдоль оси вала. Недопустимо, чтобы обе сопрягаемые поверхности одновремен­но «сидели» на призматической или сегментной шпонке. Использу­ются также клиновые шпонки, уклон которых должен соответство­вать уклону дна паза охватывающей детали, т.к. иначе ступица будет сидеть на валу с перекосом. Постановка шпонок осуществляется под прессом или с помощью струбцин (не следует пользоваться ударными инструментами). При вынимании шпонок из пазов обычно применя­ют мягкие выколотки. Разборку соединения со шпонками производят сдвиганием охватывающей детали с посадочного места, а при крепле­нии детали на конце вала - удалением шпонки из паза. Для облегче­ния работы в торце шпонки целесообразно предусматривать отвер­стие с резьбой, которое используется для установки Г- образного штыря, сцепляющегося со съемником. До сборки (и в процессе ее) от­ветственных призматических шпоночных соединений делают провер­ки: глубины и ширины шпоночных пазов; высоты и ширины шпонки; параллельно боковых сторон шпонки; параллельно боковых сторон шпоночных пазов оси детали; величину выступающей части шпонки над продольной образующей детали.

Недостатки шпоночных соединений: при передаче больших и особенно знакопеременных крутящих моментов шпоночный паз на валу приходится делать глубоким - снижается прочность вала; при боковых зазорах между шпонкой и пазом последний постепенно раз­рабатывается, что может привести к срезу шпонки или деформации ее. Поэтому начали применяться бесшпоночные соединения с упруго- пластической втулкой, которая деформируется за счет поджатия гай­кой.