46. Сборка сборочных единиц с радиальными шарикоподшипниками.
Подшипники качения монтируют в сборочных единицах по двум, как правило, неподвижным (различным) посадкам (внутреннего кольца с валом и наружного - с корпусом), обычно без специальных креплений, препятствующих проворачиванию.
Напрессовка подшипника качения на вал и в отверстие корпуса вызывает деформацию колец, что может привести к заклиниванию подшипника при больших величинах натягов. Практически можно считать, что изменение диаметра беговых дорожек составляет для внутреннего кольца около 0,7 фактического натяга при напрессовке подшипника на вал и для наружного кольца - около 0,8 натяга при установке его в корпус. При этом фактический натяг принимают равным 80% теоретического натяга.
Учитывая, что для подшипника среднего размера и точности радиальный зазор до напрессовки составляет 5-25мкм, то и из-за неодинакового нагрева его колец может произойти уменьшение радиального зазора, что следует также учитывать при сборке. Посадки колец устанавливаются таким образом, чтобы вращающееся кольцо подшипника было неподвижно, а невращающееся кольцо имело более слабую посадку, дающую возможность проворачивать его от руки в ненагружен- ном состоянии, что обеспечит более равномерный износ беговой дорожки невращающегося кольца подшипника качения.
В сборочных единицах с подшипниками качения внутреннее кольцо может удерживаться на валу: за счет натяга; постановки в канавку вала разрезного пружинного кольца; втулкой, прижимаемой гайкой; муфтой или другой каким-то образом зафиксированной от осевого смещения на валу деталью; с помощью резьбового соединения, предусмотренного конструкцией сборочной единицы. Во многих современных машинах используют подшипники качения, имеющие встроенное армированное резиновое уплотнение, что обеспечивает одноразовую смазку такого подшипника на, весь срок его работы. Такой подшипник устанавливают на вал обычным способом, а затем производят затяжку двух стопорных винтов через удлиненное внутреннее кольцо для фиксации подшипника в осевом направлении.
Подшипники монтируют в корпус обычно после установки их на валу. Крепления подшипников в корпусе для предотвращения от осевого смещения применяют как для разъемных, так и для неразъемных корпусов: ограничительное кольцо и крышку устанавливают в канавках отверстия корпуса лишь при наличии диаметрального разъема корпуса; постановка одного или двух разрезных пружинных колец в канавки отверстия корпуса; с упором в буртик отверстия или (и) торец крышки, которая либо заворачивается в отверстие корпуса с последующим стопорением от самоотворачивания, либо фиксируется с помощью набора прокладок винтами (болтами), проходящими через фланец крышки; а также практически в любом другом сочетании из указанных возможных фиксаций подшипника в отверстии корпуса.
Так как кольца подшипников имеют малую жесткость, очень важно при сборке не допустить их перекоса, что достигается обеспечением плотного контакта колец с буртиками вала, корпуса или промежуточной деталью.
Для осуществления надежного сопряжения подшипника с валом и корпусом, посадочные места должны быть чистыми, гладкими, без рисок, задиров и коррозионных пятен; посадочные поверхности для высокоточных подшипников должны иметь Ra= 1,6-0,4мкм, а для менее точных и торцов заплечиков валов и корпусов - ^=6,3-1,6мкм. Допустимые отклонения от правильной геометрической формы мест посадки шарико- и роликоподшипников на валах и в корпусах должны быть: овальность и конусность - не более 0,5-0,25мм допуска на диаметр, биение заплечика порядка 0,02-0,03мм на валу и 0,04-0,07мм в отверстии корпуса (контроль производится индикатором или миниметром).
Сборку сборочной единицы вал-подшипник качения осуществляют следующим образом. Подшипник тщательно промывают в 6% растворе масла, в бензине или в горячих (75-80°С) антикоррозийных водных растворах. В хорошо промытом подшипнике наружное кольцо легко и равномерно вращается, если удерживать подшипник в горизонтальном положении за внутреннее кольцо.
Промытый подшипник нагревают в масляной ванне (60-100°С) в течение 15-20 мин и после этого устанавливают на вал, доводя до места небольшим осевым усилием, так как гарантированный натяг при нагреве переводится в гарантированный зазор в сочленении вала с внутренней обоймой подшипника. При этом сторона подшипника с заводским клеймом должна быть снаружи. Подшипники целесообразно нагревать в электрованне с точным контролем температуры масла.
Операцию напрессовки проводят с применением оправок, так как наносить удары непосредственно по подшипнику нельзя ибо при этом могут быть повреждены кольца, поломаны шарики, сепаратор и т.д. При этом осевая сила прикладывается к тому кольцу, которое при данной операции сопрягается с базовой деталью. Если подшипник одновременно устанавливается на вал и в корпус, то усилие передается на торцы обоих колец. Во избежание перекоса подшипника при его запрессовке, необходимо применять подставки, обеспечивающие хорошее базирование деталей сборочной единицы. Если для напрессовки требуются большие силы, то применяют стационарные пневматические или гидравлические прессы или же переносные гидравлические приспособления. Для напрессовки крупногабаритных подшипников качения удобно применять так называемые гидравлические гайки, навернутые на резьбу вала или закрепленные торцовым винтом; либо гидропрессовый способ монтажа с нагнетанием между сопрягаемыми поверхностями минерального масла, что в несколько раз снижает требуемое усилие, по сравнению с обычным способом напрессовки.
После установки подшипника на вал следует убедиться в том, что шарики его не защемлены. Наружное кольцо должно вращаться равномерно, без заедания, с незначительным шумом. Простейшим способом определения наличия радиального зазора (е) является проверка осевого зазора (С), между которыми для радиальных шарикоподшипников существует зависимость C = 2j(2r-dm)e,{4)
где г - радиус желоба;
dm - диаметр шарика.
Радиальный зазор может быть проверен в спецприспособлении, либо на качку. Проверяют также плотность соприкосновения торца кольца с буртиком или заплечиком (в отдельных случаях допускается зазор до 0,05мм на дуге, равной 30-40% длины окружности вала).
Получаемые при контроле зазоры являются условными, так как их численное значение определяется не только размерами элементов, но и величиной контактных деформаций, зависящей от измерительного усилия, а также способом измерения и характером закрепления сборочной единицы при проверке. Поэтому в технологическом процессе сборки конкретной сборочной единицы требуется указывать, какой применяется метод контроля зазоров, в противном случае, ошибка измерений может оказаться сопоставимой с величиной контролируемого зазора.
Крупногабаритные подшипники качения, устанавливаемые в разъемные корпуса, часто проверяют на прилегание наружного кольца к посадочной поверхности по краске. При хорошем прилегании контакт должен быть не менее 75% площади поверхности. При плохом прилегании возможно пришабривание посадочных мест. Для предотвращения сжатия кольца подшипника в местах разъема, отверстие в корпусе расшабривают на ширине 15мм вдоль разъема на глубину 0,15мм (для подшипников диаметром 120-260мм). Если габариты и вес сборочной единицы позволяют выполнить операцию установки подшипника на прессе, то эту возможность целесообразно использовать в технологии, предусмотрев соответствующую оснастку, обеспечивающую необходимое качество сборки. В противном случае применяют переносные пневматические или гидравлические приспособления.
При установке в сборочной единице двух или большего количества шарикоподшипников один из них фиксируют от осевых смещений на валу и в корпусе, а остальные необходимо фиксировать только на валу или только в корпусе. Это необходимо для компенсации возможных неточностей сборки и изготовления, а также во избежание заклинивания шариков при температурных деформациях деталей. Определить заранее закономерность изменения температуры деталей сборочной единицы с подшипниками качения при работе изделия практически невозможно. Поэтому в конструкции сборочной единицы должна быть предусмотрена необходимая величина осевого зазора для взаимного перемещения вала и корпуса, которая должна быть обеспечена при сборке (обычно зазор более 1мм на 1 м расстояния между крайними подшипниками). Для этой же цели используют подшипники, имеющие увеличенные осевые зазоры.
При монтаже несамоустанавливающихся подшипников важно не допустить их перекоса, который может быть при несоосности отверстий в корпусе, неперпендикулярности торцевой плоскости корпуса к оси отверстия или непараллельности упорной и опорной плоскостей крышки. Перекосы нарушают нормальную работу подшипника, дорожки качения смещаются, шарики при их движении получают переменную скорость, создаются дополнительные давления на гнезда сепаратора, они смещаются и перекашивается весь сепаратор, что приводит к разрушению сепаратора и заклиниванию его обломками. Перекос может также вызвать защемление тел качения, резкое повышение удельных давлений и, как следствие, быстрый износ подшипника. Поэтому в механических цехах при изготовлении деталей и зачастую при сборке необходимо контролировать соосность отверстий под подшипники, а также и остальные параметры деталей, которые могут привести к перекосу подшипников при их сборке.
Если радиальные зазоры в шарикоподшипниках должны быть меньше тех, с которыми они собраны на заводе, то создают предварительный натяг в опорах путем относительного осевого смещения колец, подбирая необходимые размеры дистанционных колец на спецприспособлениях. Предварительный натяг в спаренных подшипниках качения может быть создан путем установки прокладки (втулки) между внутренними либо наружными обоймами подшипников, а между другими обоймами подшипников нанесения слоя термореактивного клеящего материала - полиамида с фенолформальдегидной смолой. Затем к обоймам, между которыми находится слой клеящего материала, прикладывается усилие, необходимое для создания требуемого натяга, и в таком виде производится отверждение клеевой прокладки, после чего спаренный подшипник поступает на сборку.
Отличительной особенностью сборки сборочной единицы с упорными шарикоподшипниками является то, что одно кольцо подшипника должно иметь гарантированный натяг, например, с валом и гарантированный зазор с отверстием корпуса, а второе кольцо должно иметь, наоборот, гарантированный зазор с валом и гарантированный натяг с отверстием корпуса. Все остальные требования к сборке сборочных единиц с упорными и радиальными шарикоподшипниками аналогичны.
- 6. Методы сборки: полной, неполной, групповой взаимозаменяемости
- 11. Точность сборочных соединений
- 12. Организационные формы сборки машин: стационарная и подвижная, в том числе, применение средств вычислительной техники при их реализации
- 13. Факторы, влияющие на продолжительность трудового процесса
- 14. Принципиальный подход к оптимизации трудового процесса сборки изделия
- 18Приспособления, применяемые при сборке
- 19 Вспомогательное оборудование сборочных цехов: подъемное, подъемно-транспортное, транспортное
- 20 Мойка деталей и сборочных единиц
- 21 Окраска деталей и сборочных единиц
- 23. Контроль качества выполненных сборочных работ
- 24 Балансировка сборочных единиц и изделий в сборе
- 25. Испытание и проверка новых сборочных единиц и машин
- 27 Пригоночные работы при сборке и виды приводов механизированного инструмента
- 28. Пригоночные работы: опиливание и зачистка, сверление, развертывание и нарезание резьбы, торцевание и шарошение
- 29. Пригоночные работы: притирка, полирование, шабрение и
- 30. Состояние сборочных процессов и пути повышения качества изделий и их сборочных единиц
- 31. Перспективы развития сборочного производства, в том числе в зарубежном машиностроении
- 32. Сборка неподвижных неразъемных соединений с нагревом охватывающей детали.
- 33. Сборка неподвижных неразъемных соединений
- 34. Сборка продольно-прессовых соединений.
- 35. Сборка соединений, собираемых путем пластической деформации деталей.
- 36Сборка соединений сваркой.
- 37 Сборка соединений пайкой.
- 38. Сборка соединений склеиванием.
- 39.Сборка заклепочных соединений.
- 40. Сборка неподвижных разъемных конических соединений.
- 41. Сборка разъемных шлнцевых соединений.
- 42. Сборка разъемных соединений со шпонкой.
- 43. Сборка неподвижных разъемных резьбовых соединений.
- 44. Сборка сборочных единиц с цельными подшипниками скольжения.
- 45. Сборка сборочных единиц с разъемными подшипниками скольжения (толстостенными и тонкостенными).
- 46. Сборка сборочных единиц с радиальными шарикоподшипниками.
- 47. Сборка сборочных единиц с упорными коническими подшипниками качения.
- 48. Укладка многоопорного вала в подшипники.
- 49. Сборка сборочных единиц с игольчатыми подшипниками качения.
- 50.Сборка сборочных единиц с осями и пальцами.
- 51. Сборка составных валов и муфт.
- 52.Сборка подвижны конических соединений.
- 53. Сборка маховиков и шкивов с валами.
- 54. Сборка соединений с деталями базирующимися на плоскостях.
- 55. Сборка сборочных единиц с цилиндрическими
- 56. Сборка гидравлических и пневматических сборочных единиц.
- 57. Общие положения сборки зубчатых и цепных передач.
- 58. Сборка цилиндрических зубчатых передач.
- 59. Сборка конических зубчатых передач.
- 60. Сборка червячных передач.
- 61. Сборка цепных передач.
- 62 Основные положения автоматизации сборки и технологичность деталей и изделий.
- 63 Связь технологического процесса автоматической сборки с оборудованием и качественная характеристика деталей и средств контроля автоматической сборки.
- 64 Загрузочно-ориентирующие и транспортные механизмы при автоматической сборке.