18Приспособления, применяемые при сборке
Сборочные приспособления могут быть универсальные и спбциальные.
Универсальные приспособления применяются обычно в единичном и мелкосерийном производстве и они могут быть применены на любой операции, которая соответствует функциям, выполняемым данным приспособлениям. Специальные приспособления, как правило, проектируются для выполнения определенной операции с конкретным объектом сборки и поэтому они могут быть использованы лишь на той сборочной единице и той операции, для которой они предназначены. Применяются они обычно в серийном и массовом производстве.
Тип привода сборочного приспособления выбирается на основании технико-экономического расчета и может быть механическим, гидравлическим, пневматическим и пневмогидравлическим.
В зависимости от назначения приспособления можно разделить на следующие четыре основные группы:
приспособления-зажимы, которые служат для закрепления собираемых изделий, сборочной единицы или деталей в требуемом для сборки положении, а также для придания устойчивости собираемой сборочной единицы и облегчения ее сборки;
установочные приспособления, предназначены для правильной и точной установки соединительных деталей или сборочной единицы относительно друг друга, что гарантирует получение требуемых монтажных размеров;
рабочие приспособления, используемые при выполнении отдельных операций технологического процесса сборки, например ,для вальцевания, запрессовки и т.д.;
контрольное приспособление, изготовленные применительно к конфигурации, формам, размерам и другим особенностям проверяемых сопряжений сборочной единицы и изделий для контроля конструктивных параметров, получающихся в процессе сборки.
Основные требования, предъявляемые к любому сборочному приспособлению, состоят в том, чтобы его конструкция обеспечивала точность установки деталей или сборочной единицы, удобство расположения собираемого объекта и простоту его закрепления, возможность легкого снятия собранной сборочной единицы (изделия) после сборки, безопасность в работе.
Большое значение для точности сборки имеет известный принцип определенности базирования деталей в приспособлении. Определенность характеризуется таким относительным положением детали в сборке, при котором процесс соединения осуществляется в полном соответствии с технологией и достигается высокое качество сборки, обусловленное технологическим требованиями.
Так, сборка крупных сборочных единиц, а в ряде случаев и общая сборка изделий осуществляется в приспособлениях, называемых стапелями (самолетостроение, судостроение). При сборке недостаточно жестких деталей и сборочных единиц их закрепляют в массивных каркасах-стапелях, на которых и производят все необходимые пригоночные и сборочные операции. Благодаря сохранению постоянства технологии баз в самих стапелях обеспечивается совпадение и единство баз собираемых сборочных единиц и в результате точная стыковка их между собой при общей сборке.
Различают разделочные и собственно сборочные стапели. Первые предназначены для выполнения механической доработки стыковых поверхностей и др. элементов сборочной единицы, а вторые - для выполнения всех подготовительных операций и сборки сборочных единиц (с применением клепки, сварки, крепления на болтах и пр.).
Проектирование, изготовление и отладка оснастки и средств механизации часто составляет 75 - 80% трудоемкости подготовки производства при освоении нового изделия. Поэтому целесообразно широкое внедрение нормализованной сборочной оснастки, пригодной для многократного использования. В первую очередь целесообразно нормализовать элементы приспособления наиболее трудоемкие в изготовлении и требуемые больших затрат металла, как-то: фиксаторы, зажимы, балки, колонны, основания и др. как показывает опыт заводов, применяющих нормализированную оснастку, около 90 % элементов ее используется многократно.
Использование типовой нормализованной сборочной оснастки при подготовке производства нового изделия позволяет почти в 2 раза
больше объема проектных работ и намного сократить сроки их выполнения, а также снизить затраты средств на 40 - 50% и металла на 60 - 70% в связи с возможностью повторного использования ряда нормализированных элементов и изготовления их партиями.
•А
1 + v ЮО,
П = v ,(2)
XV
где Зэ - экономия заработной платы, достигаемая при использовании приспособления, отнесенная к одной операции, р.;
Н - начисление цеховых расходов на заработную плату сборщиков в процентах;
К - коэффициент, учитывающий расходы по использованию данного приспособления (на обслуживание, ремонт, амортизацию).
При сборке амортизации приспособления В (в годах) и Р годовых расходов на его обслуживание и ремонт в процентах от первоначальной стоимости
к = 1+р
В 100
1 + •А.
Э =3
V У
100
- 6. Методы сборки: полной, неполной, групповой взаимозаменяемости
- 11. Точность сборочных соединений
- 12. Организационные формы сборки машин: стационарная и подвижная, в том числе, применение средств вычислительной техники при их реализации
- 13. Факторы, влияющие на продолжительность трудового процесса
- 14. Принципиальный подход к оптимизации трудового процесса сборки изделия
- 18Приспособления, применяемые при сборке
- 19 Вспомогательное оборудование сборочных цехов: подъемное, подъемно-транспортное, транспортное
- 20 Мойка деталей и сборочных единиц
- 21 Окраска деталей и сборочных единиц
- 23. Контроль качества выполненных сборочных работ
- 24 Балансировка сборочных единиц и изделий в сборе
- 25. Испытание и проверка новых сборочных единиц и машин
- 27 Пригоночные работы при сборке и виды приводов механизированного инструмента
- 28. Пригоночные работы: опиливание и зачистка, сверление, развертывание и нарезание резьбы, торцевание и шарошение
- 29. Пригоночные работы: притирка, полирование, шабрение и
- 30. Состояние сборочных процессов и пути повышения качества изделий и их сборочных единиц
- 31. Перспективы развития сборочного производства, в том числе в зарубежном машиностроении
- 32. Сборка неподвижных неразъемных соединений с нагревом охватывающей детали.
- 33. Сборка неподвижных неразъемных соединений
- 34. Сборка продольно-прессовых соединений.
- 35. Сборка соединений, собираемых путем пластической деформации деталей.
- 36Сборка соединений сваркой.
- 37 Сборка соединений пайкой.
- 38. Сборка соединений склеиванием.
- 39.Сборка заклепочных соединений.
- 40. Сборка неподвижных разъемных конических соединений.
- 41. Сборка разъемных шлнцевых соединений.
- 42. Сборка разъемных соединений со шпонкой.
- 43. Сборка неподвижных разъемных резьбовых соединений.
- 44. Сборка сборочных единиц с цельными подшипниками скольжения.
- 45. Сборка сборочных единиц с разъемными подшипниками скольжения (толстостенными и тонкостенными).
- 46. Сборка сборочных единиц с радиальными шарикоподшипниками.
- 47. Сборка сборочных единиц с упорными коническими подшипниками качения.
- 48. Укладка многоопорного вала в подшипники.
- 49. Сборка сборочных единиц с игольчатыми подшипниками качения.
- 50.Сборка сборочных единиц с осями и пальцами.
- 51. Сборка составных валов и муфт.
- 52.Сборка подвижны конических соединений.
- 53. Сборка маховиков и шкивов с валами.
- 54. Сборка соединений с деталями базирующимися на плоскостях.
- 55. Сборка сборочных единиц с цилиндрическими
- 56. Сборка гидравлических и пневматических сборочных единиц.
- 57. Общие положения сборки зубчатых и цепных передач.
- 58. Сборка цилиндрических зубчатых передач.
- 59. Сборка конических зубчатых передач.
- 60. Сборка червячных передач.
- 61. Сборка цепных передач.
- 62 Основные положения автоматизации сборки и технологичность деталей и изделий.
- 63 Связь технологического процесса автоматической сборки с оборудованием и качественная характеристика деталей и средств контроля автоматической сборки.
- 64 Загрузочно-ориентирующие и транспортные механизмы при автоматической сборке.