logo
263_2009

54. Сборка соединений с деталями базирующимися на плоскостях.

Возможны две разновидности таких соединений: с контакти­рующими и неконтактирующими фланцами (поверхностями). Пер­вые, обычно, не подвержены разности давления газов или жидкостей, а вторые работают при повышенных давлениях и уплотняются про­кладками. Во всех случаях одна деталь (сборочная единица) устанав­ливается своей опорной плоскостью на плоскость второй детали (сбо­рочной единицы). При этом для обеспечения относительной непод­вижности применяют либо два штифта, либо один штифт и направ­ляющий бурт, центрирующий шип или шпонку. Сборку таких сбо­рочных единиц начинают с пригонки деталей (плоскостей) друг к другу; затем фиксируют детали в рабочем положении (если требуется, то с прокладкой) и при помощи крепежных устройств окончательно закрепляют их.

Целесообразно избегать пригоночных работ путем изготовления деталей соответствующей точности в МЦ, либо используя быстрот- вердеющие пластмассовые комплексаторы, которые исключают съем металла в процессе сборки, но они повышают трудоемкость сборки.

В конструкциях машин имеются сборочные единицы, в которых одна деталь (сборочная единица) базируется на двух плоскостях дру­гой детали (деталей, сборочных единиц) - 16К20. В этих случаях сборка усложняется необходимостью дополнительных контрольных и пригоночных операций. Положение базовых обеих плоскостей прове­ряют при помощи контрольной линейки и плоскопараллельных кон­цевых мер длины, посредством контрольных плит на краску или дру­гими методами. Прямолинейность и параллельность плоскостей про­веряют: на краску, специальным мостиком с уровнем или индикато­рами сообщающихся сосудов и дорогостоящего оптического обору­дования: зрительно трубы коллиматора, автоколлиматора и специаль­ных оптических приборов. Во избежание проникновения масла пло­ские стыки часто уплотняют тонким асбестовым шнуром, шелковой ниткой диаметром 0,5-1мм, либо с использованием специальных паст- герметиков, которые помещают между соединяемыми поверхностя­ми.