logo
263_2009

39.Сборка заклепочных соединений.

Заклепочные соединения в настоящее время вытесняются свар­ными, клеевыми и резьбовыми соединениями. Однако, в частях ма­шин, подверженным большим динамическим нагрузкам, применяют заклепочные соединения. Они используются также для соединения плохо свариваемых и склеиваемых материалов и когда стоимость крепления заклепками меньше стоимости резьбовых соединений де­талей.

Более распространены заклепки со сплошным стержнем, труб­чатые и полутрубчатые; материал заклепок - сталь, медь, латунь и алюминиевые сплавы. Отверстия под заклепки готовят обычно зара­нее. Если требуется особо повышенная точность в совпадении отвер­стий, то их сверлят в процессе сборки, одновременно в обеих деталях. Величина зазора между заклепкой и отверстием приблизительно 0,2мм для заклепок с диаметром стержня до 6мм; 0,25мм при диамет­ре 6... 1 0мм и 0,3мм при диаметре 10... 18мм.

Усилие, необходимое для клепки, может быть определено в тоннах: PK[=25F при холодной клепке и PKJI=\0F при горячей, где F — площадь сечения стержня заклепки в см2. Нагреваются стальные за­клепки до 1050-1100°С.

Для клепки используются прессы, подвесные или ручные прес­сы - скобы, клепальные машины ударного действия, и в мелкосерий­ном производстве - клепальные пневмо- (реже электро) молотки. В условиях массовой сборки заклепочных соединений в малогабарит­ных сборочных единицах экономически выгоднее применять специа­лизированные установки - полуавтоматы и автоматы.

В конструкциях машин нередко встречаются неподвижные со­единения, осуществляемые путем расклепывания одной из деталей собираемой сборочной единицы с обязательным применением специ­альных приспособлений.

В крупногабаритных сборочных единицах, когда размеры рас­клепываемой детали (заклепки) значительны, для уменьшения по­требных усилий клепки и упрощения технологии сборки нередко пе­реходят на раскатку.

При клепке соединений, работающих в условиях повышенных пониженных давлений, применяют специальные уплотнительные ма­териалы - герметики в виде клееобразной жидкости, пасты или плен­ки. Герметики накладываются либо на поверхности сопряжения, либо на внешнюю поверхность заклепочного шва. Контроль заклепочных соединений осуществляют осмотром или простукиванием заклепок; плотные соединения проверяют гидравлическим испытанием. Ответ­ственные заклепочные соединения следует контролировать методами рентгеноскопии.