43. Сборка неподвижных разъемных резьбовых соединений.
Резьбовые соединения в конструкциях машин составляют 15- 25% от общего количества соединений, что объясняется их простотой и надежностью, удобством регулирования затяжки, а также возможностью разборки и повторной сборки соединений без замены деталей. Однако, трудоемкость сборки резьбовых соединений машин составляет 25-35% общей трудоемкости сборочных работ.
Резьбовые соединения осуществляются с использованием болтов, винтов, шпилек, наличия наружной или внутренней резьбы на одной или обеих из соединяемых деталей, гаек и др. деталей, предназначенных, как правило, для стопорения резьбовых соединений, что предохраняет их от самоотворачивания. При этом стопорение осуществляется упругой шайбой (75-80% резьбовых соединений), шплинтами (10-12%), специальными шайбами (5-7%), проволокой (1-2%), а также контргайкой, винтом, самостопорящимися гайками, местных пластическим деформированием (накерниванием), однокомпонент- ными клеящими лаками на пластмассовой основе (мелкие резьбовые соединения в электротехнической промышленности) и др. Стопорение шпилек в корпусной детали осуществляется: коническим сбегом резьбы, упорным буртом шпильки, тугой резьбой с натягом по среднему диаметру, постановкой шпильки на клею и при автоматизированном способе постановки за счет сил трения по торцу шпильки и плоскому дну отверстия в корпусной детали.
Процесс сборки резьбового соединения в общем случае складывается из следующих элементов: подачи деталей, установки их и предварительного ввертывания (наживления), подвода и установки инструмента, завинчивания (на величину свободного хода), затяжки, отвода или (и) замены инструмента, дотяжки, отвода инструмента, стопорения резьбового соединения.
При механизированном выполнении работ предварительное ввертывание во многих производствах производится вручную, так как от доброкачественности наживления зависит правильная установка одной детали по резьбовому отверстию другой, а также возможность исключения срыва первых ниток резьбы, что нередко приводит к порче дорогостоящих корпусных деталей.
Для завинчивания гаек, винтов и др. резьбовых деталей применяют ручной и механизированный инструмент и установки. Ручным инструментом условно называют отвертки и гаечные ключи: открытые, накладные (шести и двенадцатигранные), торцевые и специальные, в том числе ключи (отвертки) - коловороты; а автоматизированным - электрические, пневматические или гидравлические переносные и стационарные (закрепленные на рабочем месте) гайковерты, которые повышают производительность труда в 2-2,5 раза.
Процесс навинчивания гайки (завинчивания винта) условно состоит из трех элементов: наживления, навинчивания на величину свободного хода и затяжки с заданным крутящим моментом. При большом числе гаек (винтов) рекомендуется завертывать их в определенном порядке, что исключает перекос и коробление соединяемых деталей. Недовернутая гайка или винт вызывает перегрузку соседних с ним болтов (шпилек) или винтов, что может явиться причиной их разрыва во время работы машины.
Общий принцип при ручном способе постановки большого числа гаек (винтов) - первоначально наживить и завернуть на величину свободного хода все гайки (винты), а затем затягивать сначала средние гайки (как правило, при двухрядном их расположении), затем пару соседних справа и пару соседних слева и т.д., по так называемому «методу спирали». Причем, все гайки затягиваются постепенно, например, сначала на 1/3 момента затяжки, затем на 2/3 и, наконец, на полную величину крутящего момента затяжки. Гайки (винты) расположенные по кругу, затягивают крест-накрест и причем тоже постепенно.
В групповых резьбовых соединениях затяжка последующих гаек (винтов) вызывает самоослабление уже затянутых, при этом иногда в значительных пределах - 20-25%. Гайки болтов (шпилек) или винты ответственных соединений целесообразно после полной затяжки несколько ослабить (в обратной последовательности по сравнению с затягиванием их), а затем повторно затянуть. Этим достигается повышение жесткости в стыках соединяемых деталей. Если же в сопряжении деталей имеется упругая прокладка, то через 24 часа или 48 часов после сборки еще раз следует подтянуть гайки (винты), что должно быть оговорено в технологическом процессе сборки изделия.
Обеспечение требуемой величины крутящего момента затяжки резьбового соединения является весьма ответственной частью технологии сборки. Простейшим способом ограничения величины крутящего момента при затягивании гаек является выбор соответствующей длины рукоятки ключа. Для этого же наиболее часто используются специальные ключи:
предельные, автоматически выключающиеся при достижении необходимого крутящего момента затяжки;
динамометрические, показывающие величину прилагаемого крутящего момента при затяжке резьбового соединения.
В процессе разборки сборочной единицы с групповым резьбовым соединением целесообразно придерживаться обратного порядка отвинчивания гаек (винтов), что позволяет предотвратить перекосы скрепляемых деталей. Причем, рекомендуется вначале поочередно слегка отпустить все гайки (винты) и после этого отвинтить их полностью.
Основные проблемы, возникающие при сборке резьбовых соединений, с одной стороны, связаны с необходимостью повышения производительности труда, следовательно, с повышением уровня автоматизации и механизации процессов сборки, а с другой стороны, с необходимостью обеспечения высокой точности затяжки резьбовых соединений, которая обеспечивается используемым инструментом. Известно, что точность и стабильность затяжки резьбовых соединений будет выше у инструментов, работа которых основана на приложении внешнего крутящего момента, чем у ударно-импульсных инструментов (редкоударные инструменты обеспечивают большую стабильность затяжки резьбовых соединений, чем частоударные - как правило, гайковерты). Точность затяжки резьбового соединения определяется, как правило, статистическим методом.
- 6. Методы сборки: полной, неполной, групповой взаимозаменяемости
- 11. Точность сборочных соединений
- 12. Организационные формы сборки машин: стационарная и подвижная, в том числе, применение средств вычислительной техники при их реализации
- 13. Факторы, влияющие на продолжительность трудового процесса
- 14. Принципиальный подход к оптимизации трудового процесса сборки изделия
- 18Приспособления, применяемые при сборке
- 19 Вспомогательное оборудование сборочных цехов: подъемное, подъемно-транспортное, транспортное
- 20 Мойка деталей и сборочных единиц
- 21 Окраска деталей и сборочных единиц
- 23. Контроль качества выполненных сборочных работ
- 24 Балансировка сборочных единиц и изделий в сборе
- 25. Испытание и проверка новых сборочных единиц и машин
- 27 Пригоночные работы при сборке и виды приводов механизированного инструмента
- 28. Пригоночные работы: опиливание и зачистка, сверление, развертывание и нарезание резьбы, торцевание и шарошение
- 29. Пригоночные работы: притирка, полирование, шабрение и
- 30. Состояние сборочных процессов и пути повышения качества изделий и их сборочных единиц
- 31. Перспективы развития сборочного производства, в том числе в зарубежном машиностроении
- 32. Сборка неподвижных неразъемных соединений с нагревом охватывающей детали.
- 33. Сборка неподвижных неразъемных соединений
- 34. Сборка продольно-прессовых соединений.
- 35. Сборка соединений, собираемых путем пластической деформации деталей.
- 36Сборка соединений сваркой.
- 37 Сборка соединений пайкой.
- 38. Сборка соединений склеиванием.
- 39.Сборка заклепочных соединений.
- 40. Сборка неподвижных разъемных конических соединений.
- 41. Сборка разъемных шлнцевых соединений.
- 42. Сборка разъемных соединений со шпонкой.
- 43. Сборка неподвижных разъемных резьбовых соединений.
- 44. Сборка сборочных единиц с цельными подшипниками скольжения.
- 45. Сборка сборочных единиц с разъемными подшипниками скольжения (толстостенными и тонкостенными).
- 46. Сборка сборочных единиц с радиальными шарикоподшипниками.
- 47. Сборка сборочных единиц с упорными коническими подшипниками качения.
- 48. Укладка многоопорного вала в подшипники.
- 49. Сборка сборочных единиц с игольчатыми подшипниками качения.
- 50.Сборка сборочных единиц с осями и пальцами.
- 51. Сборка составных валов и муфт.
- 52.Сборка подвижны конических соединений.
- 53. Сборка маховиков и шкивов с валами.
- 54. Сборка соединений с деталями базирующимися на плоскостях.
- 55. Сборка сборочных единиц с цилиндрическими
- 56. Сборка гидравлических и пневматических сборочных единиц.
- 57. Общие положения сборки зубчатых и цепных передач.
- 58. Сборка цилиндрических зубчатых передач.
- 59. Сборка конических зубчатых передач.
- 60. Сборка червячных передач.
- 61. Сборка цепных передач.
- 62 Основные положения автоматизации сборки и технологичность деталей и изделий.
- 63 Связь технологического процесса автоматической сборки с оборудованием и качественная характеристика деталей и средств контроля автоматической сборки.
- 64 Загрузочно-ориентирующие и транспортные механизмы при автоматической сборке.