1.5. Интегрированная политика производства экопродукта
В Европе формирование Общества рециклинга осуществляется с помощью реализации концепции (Integrated Product Policy) - интегрированной политики производства продукта (экопродукта) /69…71/.
По представлениям Европейской Комиссии, в будущем в процессе формирования и реализации интегрированной политики производства продукта должны быть разработаны комплексные систематизированные экологические требования к изделию на протяжении всего его жизненного цикла, в особенности, к фазе утилизации и качеству используемых природных и техногенных материалов. Приоритетными направлениями IPP являются:
ресурсосбережение - уменьшение количества ресурсов всех видов используемых в процессе производства;
рециклинг - предотвращение образования и утилизация отходов;
качество и оптимальный срок эксплуатации продукта;
снижение выбросов всех видов, в том числе при эксплуатации и рециклинге;
снижение массы изделий, что связано с ресурсосбережением;
способность к ремонту, демонтажу и утилизации.
Для реализации политики IPP в первую очередь рассматриваются следующие основные правовые инструменты.
Экономические инструменты. В течение всего жизненного цикла изделия затраты, связанные с охраной окружающей среды, включаются в стоимость продукта.
Ответственность производителя. Экологические расходы, связанные с рециклингом или утилизацией, включаются в стоимость самого изделия.
Экологический знак. Будет планомерно осуществляться расширение практики маркировки экологическим знаком разных видов продукции, чтобы помочь потребителю в поисках экологически чистого продукта.
Общественное снабжение. Продвижение экологически чистых продуктов по системе общественного снабжения с помощью обязательной оценки их влияния на окружающую среду как составной части экологического баланса.
Информация о продукции. Имеющаяся в наличии информация о влиянии продукции на окружающую среду и здоровье людей должна сопровождать изделия на всем протяжении их жизненного цикла. Производитель должен знать экологические свойства своих материалов и изделий; конструкторы могут проверять влияние выбранного материала на всем протяжении жизненного цикла продукции; торговые структуры и конечный потребитель должны знать альтернативные экологические варианты.
Упомянутые требования для продукции с точки зрения норм охраны окружающей среды не являются принципиально новыми. В качестве примера можно привести директивные документы для утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей и упаковки /72/. Основополагающий принцип заключается в следующем: первенство процессов повторного использования конструкционных элементов и переработки материалов перед термической утилизацией и депонированием отходов. Оба директивных документа содержат заданные значения долей утилизации изделий (Таблица 4).
Таблица 4. Заданные значения доли утилизации вторичных ресурсов в соответствии с Директивой ЕС 2000/53/ЕС.
Способ обращения с изделиями и материалами, вышедшими из сферы эксплуатации | Доля, % от массы изделия | |
2005 | 2015 г | |
Рециклинг и повторное использование | более 80 | более 85 |
Термическая переработка | более 5 | более 10 |
Использование в качестве вторичных ресурсов, итого | более 85 | более 95 |
Депонирование | менее 15 | менее 5 |
В связи с особой ролью рециклинга в металлургическом производстве, продукты, содержащие металлы, имеют существенные преимущества в рамках политики IPP. В настоящее время они составляют до 70 % экопродуктов, официально признанных ЕС /69, 70/. «Рециклинг является ключевым словом в охране окружающей среды в черной металлургии. Производство стальных изделий от обогащения сырья и по всем последующим переделам является процессом, для которого требуются большие количества сырьевых и вспомогательных материалов. Рециклинг представляет собой стратегию, позволяющую справиться с большими потоками материалов и связанными с этим факторами воздействия на окружающую среду» /54/.
Интегрированная политика развития продукта устанавливает требование совместной работы поставщика материала и производителя продукции над экологическим развитием продукта. Разработанная компанией Thyssen Krupp Stahl концепция кузова NewSteelBody (кузов NSB) является примером такого сотрудничества. Автомобилестроители и их поставщики поставили перед собой задачу сбережения природных ресурсов и уменьшения вредных выбросов. Центральным вопросом в этой области стало снижение расхода потребления топлива, которое было достигнуто главным образом за счет снижения массы изделия. Компания Thyssen Krupp Stahl AG разработала специальные «многофазные стали», так называемые Advanced High Strength Steels — эффективные высокопрочные стали, которые обладают повышенным уровнем прочности при хороших пластических свойствах, что позволило сделать конструкционные элементы кузова более тонкими и тем самым — более легкими.
Кузов NSB примерно на 24 % (соответственно на 75 кг) легче по сравнению с сопоставимым традиционным изделием при обеспечении аналогичного уровня безопасности и очень низких дополнительных расходах, которые составляют 3 % по сравнению с эталонной конструкцией традиционного каркасного исполнения. При этом уменьшение массы кузова на 100 кг обеспечивает снижение расхода топлива на 0,3 л на 100 км пройденного пути. При пробеге в 150 тыс. км сэкономленные на кузове NSB 75 кг позволяют снизить расход бензина на 338 л и тем самым — на 767 кг выбросы С02.
Проект NSB является примером того, как с помощью установки разумных краевых условий политика IPP позволяет действительно достичь экономически эффективных улучшений. То, что данные результаты были достигнуты именно со сталью — не случайность: уже первичные свойства сплавов железа, а также сам процесс производства стальных и чугунных изделий соответствуют основным критериям устойчивого развития /70, 71/. В работах /63, 69/ приведены другие характерные примеры металлургических экопродуктов 21-го века:
проект ULSAB (сверхлегкий стальной кузов автомобиля): увеличение доли высокопрочных сталей в конструкции несущего автомобильного кузова с целью уменьшения массы автомобилей и повышения топливной экономичности;
листовая сталь с бессвинцовистым металлопокрытием и высокой коррозионной стойкостью;
нержавеющая бесхромистая оцинкованная листовая сталь с поглощением вибрации для электробытовых приборов;
сверхтонкостенные стальные банки из особо тонкой жести и ультратонкой ламинированной листовой стали позволяющие существенно повысить коэффициент оборотного использования;
листовая трансформаторная сталь значительно повышающая эффективность преобразования энергии в трансформаторах и электродвигателях;
котельные стальные трубы, рассчитанные на высокие температуры и давление в энергетических агрегатах, резко повысившие КПД этих агрегатов;
листовая сталь, плакированная титаном, для мостовых опор, сооружаемых в морской акватории.
Особо следует упомянуть проект «Стальное жилище» - жилое здание, в котором деревянные элементы конструкции заменены стальными. В ЕС, США и Японии в настоящее время сооружение таких конструкций уже превышает 15 % всего объема жилищного строительства. Это жилье рекламируют как «экологически благоприятный дом», указывая на долговечность, низкую нагрузку на окружающую среду, возможность оборотного использования, малую энергоемкость.
Важнейшим этапом формирования общеевропейской системы интегрированной политики производства экопродукта стало внедрение регламента Европарламента в области химикатов – REACH - Registration, Evaluation, Authorization and Restriction of Chemicals (Регламент по Регистрации, Оценке, Уничтожению и Ограничению Химических веществ). /73, 74/
REACH вступил в силу 1-го июня 2007. Он возлагает на промышленность основную ответственность в сфере управления рисками для здоровья человека и окружающей среды от применения химических веществ. В соответствии с REACH все вещества, произведенные на территории ЕС или ввезенные на территорию ЕС в количестве более 1 т/год, подлежат регистрации, если вещество присутствует в указанных изделиях в концентрациях более чем 0,1% масс. Под действие REACH подпадают следующие отрасли индустрии:
• Химическая промышленность (производство органических и неорганических веществ, лаков, красок и др.);
• Нефтеперерабатывающая промышленность;
• Черная и цветная металлургия;
• Текстильная промышленность;
• Электронная промышленность;
• Целлюлозно-бумажная промышленность;
• Автомобильная промышленность.
Регламент REACH призван гарантировать свободное обращение продуктов на внутреннем рынке Европейского Союза. По мнению Еврокомиссии все предыдущие (в сумме более 40) различные постановления не могли в полной мере оценить вредное влияние на человека и окружающую среду веществ, экспортируемых в ЕС. Теперь же создан универсальный сертификат безопасности о вреде здоровью и окружающей природной среде.
Реализацией регламента REACH в ЕС занимается Европейское химическое агентство. Оно располагается в Хельсинки. Все, что связано с управлением продуктом, организацией исследований веществ, токсикологических исследований, экологической безопасности, программой «Responsible Care» объединено в Управление продуктовой безопасности. Управление располагает двумя лабораторными комплексами: токсикологическим и экотоксикологическим. На уровне предварительной регистрации используется база данных под названием EINECS, где зарегистрировано около 100 тыс. веществ, из них в Европе в торговом обороте участвует 30 тыс. веществ. 2 тыс. веществ, имеющих оборот в ЕС, считаются особо опасными.
Для регистрации продукта в рамках REACH заявителю необходимо пройти идентификацию вещества не только на его состав, наличие смесей, опасностей, тоннаж, но и последующее применение. Это требует получения от потребителя продукта подтверждения на его дальнейшее использование. Другими словами, заявитель должен иметь сценарий применения продукта.
С помощью REACH ЕС намеревается: во-первых, ограничить оборот особо опасных и опасных веществ; во-вторых, провести многосторонние исследования веществ на степень их опасности и токсичности. Обмен информацией по этим исследованиям обязателен. Если компания не хочет представлять данные, то для нее рынок в Европе закрыт. Все опасные вещества требуют получения дополнительного разрешения в агентстве или еврокомиссии. Также обязательным является предоставление информации по цепочке поставок.
Таким образом, с развитием интегрированной политики развития продукта Европейская Комиссия планирует оказать содействие процессам создания экологических видов продукции и формирования правового с точки зрения экологии поведения потребителей. Это подразумевает тщательное изучение всего жизненного цикла изделия (ЖЦИ).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Рециклинг черных металлов. (Технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов черной металлургии). Черноусов Павел Иванович.
- Глава 1. Формирование современной методологии оценки эффективности технологий, процессов и продуктов черной металлургии с точки зрения концепции экологически чистого производства (эчп).
- Глава 2. Глобальные элементопотоки металлов в техносфере.
- Глава 3. Движение макро- и микроэлементов на современном интегрированном предприятии черной металлургии.
- 1. Формирование современной методологии оценки эффективности технологий, процессов и продуктов черной металлургии с точки зрения концепции экологически чистого производства (эчп)
- 1.1. Устойчивое развитие и экологически чистое производство
- 1.2. Выбросы в окружающую среду
- 1.3. Обращение с отходами, техногенные ресурсы и месторождения.
- 1.4. Концепция общества с оборотным использованием ресурсов
- 1.5. Интегрированная политика производства экопродукта
- 1.6. Экобаланс и анализ жизненного цикла изделия
- 1.7. «Инициатива 3r» и новая парадигма черной металлургии
- 1.8. Понятие и методология анализа техногенного элементопотока металлов.
- 1.9. Выводы.
- Глава 2. Глобальные элементопотоки в техносфере.
- 2.1. Ноосфера: движение вещества, энергии, информации.
- 2.2. Металлизация биосферы.
- 2.3. Глобальный элементопоток железа.
- 2.4. Глобальный элементопоток хрома.
- 2.5. Глобальный элементопоток марганца.
- 2.6. Элементопоток ванадия в техносфере.
- 2.7. Движение галлия в техногенной среде.
- 2.8. Выводы.
- Глава 3. Движение макро- и микроэлементов на современном интегрированном предприятии черной металлургии.
- 3.1. Современные схемы утилизации текущих и накопленных отходов на отечественных и зарубежных интегрированных предприятиях.
- 3.2. Макро- и микроэлементы в черной металлургии.
- 3.3. Методика определения параметров элементопотоков для предприятий черной металлургии. Элементопоток железа.
- 3.4. Элементопоток марганца.
- 3.5. Элементопоток галлия в металлургическом цикле интегрированного предприятия (на примере оао «нтмк»).
- 3.6. Баланс углерода и методология оценки энергоэффективности производства черных металлов и выбросов со2.
- 3.7. Оценка возможности энергосбережения при очистке металлургических газов от пыли (на примере доменного газа).
- Глава 4. Микроэлементы в доменной плавке.
- 4.1. Методология комплексных исследований поведения микроэлементов в сложных металлургических системах на примере доменной плавки.
- 4.2. Принципиальная схема поведения микроэлементов в доменной плавке.
- 4.3. Галлий.
- 4.4. Стронций.
- 4.5. Свинец.
- 4.6. Мышьяк.
- 4.7. Фосфор.
- 4.8. Выводы.
- Глава 5. Прогноз образования и оценка мощности техногенного месторождения для металлургического региона.
- 5.1. Прогноз образования техногенного месторождения на территории металлургического региона.
- 5.2. Оценка мощности техногенного месторождения для металлургического региона (на примере оао «Северсталь»).
- Глава 6. Технологические схемы переработки техногенных образований на базе шахтных печей.
- 6.1. Техногенные материалы – перспективное сырьё металлургии ближайшего будущего.
- 6.2. Доменная печь – агрегат XXI века
- 6.3. Печи малого объёма – будущее доменного производства.
- 6.4. Ресурсосберегающая технология утилизации гальваношламов с использованием мдп.
- 6.5. Вагранки и решение проблемы утилизации цинксодержащих металлургических пылей
- Глава 7. Пирометаллургические способы утилизации отходов энергетической промышленности.
- 7.1. Ванадий в продуктах нефтепереработки и золах тэс.
- 7.2. Технологии извлечения ванадия из техногенного сырья.
- 7.3. Экспериментальные исследования ванадийсодержащих зшо.
- Глава 8. Вторичные ресурсы нового поколения.
- 8.1. Международный опыт организации авторециклинга.
- 8.2. Современная технологическая схема авторециклинга
- 8.3. Оценка ресурсов авторециклинга в России
- Глава 9. Прогнозные сценарии развития черной металлургии и рециклинга железа в техносфере.
- 9.1 Развитие моделей, описывающих потребление металлолома в черной металлургии.
- 9.2. Проблема учета в экобалансе стадии рециклинга металлолома.
- 9.3. «Имитационная модель рециклинга» вторичных ресурсов черной металлургии в Обществе рециклинга.
- 9.4. Анализ влияния различных факторов на параметры рециклинга
- Порядин, а.Ф. Оценка и регулирование качества окружающей природной среды / а.Ф. Порядин, а.Д. Хованский. М. : Прибой, 1996. 350 с.
- Никаноров, а.М. Экология / а.М. Никаноров, т.А. Хоружая. М. : Приор, 1999. 304 с.
- 1. Материалы, поступающие со стороны
- 2. Полуфабрикаты (прямое направление технологичного процесса)
- 3. Готовая продукция (на сторону)
- 4. Рециклинг внутрицеховой (в пределах производства или передела)
- 5. Рециклинг внутренний
- 6. Техногенные материалы, подвергаемые рециклингу и «отложенному» рециклингу
- 7. Выбросы в воздушный бассейн
- Молибден
- Лантаноиды
- Бериллий