58. Сборка цилиндрических зубчатых передач.
Цилиндрические зубчатые передачи внешнего зацепления составляют в конструкциях машин 75-80% от общего количества передач.
В единичном и мелкосерийном производствах зубчатые колеса закрепляются на шейном вале со шпонкой призматической и фиксируется винтом, который заворачивается в односторонне удлиненную ступицу колеса до надлежащего контакта с шейкой вала. В крупносерийном и мелкосерийном производствах колеса на валах, как правило, устанавливаются либо по сегментной шпонке, либо по шлицам с упором с одной стороны в бурт вала, а со второй - шайбой, соединяемой с концом вала. Иногда ступица колеса соединяется с валом по корпусной поверхности со шпонкой (фиксация гайкой с шайбой - резьба на валу), штифтом, либо с использованием упруго пластической втулки между ступицей и валом (втулка деформируется гайкой через жесткую втулку). У крупногабаритных колес ступица и венец колеса изготавливаются раздельно и соединяются между собой на точно пригнанных болтах.
Посадки зубчатых колес на центрирующие поверхности вала:
-при легких и средних нагрузках H1U6 и HI/кв.,
-при средних и тяжелых ударных нагрузках HI/тб и НИпб. В случае малой жесткости колес они устанавливаются на вал с весьма небольшим натягом или даже с зазором (от -0,03 до +0,04мм для валов диаметром до 100мм).
При на прессовке зубчатых колес возможны следующие погрешности:
искажение профиля зубчатого венца из-за качания колеса на шейке вала;
радиальное смещение колеса за счет зазора посадки навал или из-за биения шейки вала;
перекос колеса на валу или неплотное прилегание к упорному бортику вала, а также перекосы в шпоночных соединениях из-за наложения ряда погрешностей, полученных при изготовлении сопрягаемых деталей, а также в процессе их сборки.
Проверка колеса на качание производится «мягким» металлическим молотком, а другие погрешности обнаруживают при контроле соединений шестерен с вилами с помощью индикатора, устанавливая вал в центрах, либо в 2-х призмах, одна из которых регулируемая по высоте для обеспечения параллельности оси вала и плоскости плиты контрольного приспособления, по которой перемещаются стойки с индикаторными головками. В крупносерийном и мелкосерийном производствах контроль собранных валов с зубчатыми колесами производится с помощью приспособлений, в которых используются эталонные зубчатые колеса.
Для правильного зацепления цилиндрических зубчатых колес, оси их валов должны лежать в одной плоскости и быть параллельны, а расстояние между ними должно быть равно полусумме диаметров начальных окружностей зацепляющихся колес. Расстояние между осями валов нередко проверяют перед сборкой зубчатых передач с использованием калиброванных оправок и измерителей: микрометров, индикаторных и микрометрических приборов и специальных калибров. Перекос в зацеплении часто бывает основной причиной обломов, сколов и выкрашивания зубьев и снижения долговечности зацепления. Поэтому допустимые величины не параллельны и перекоса осей отверстий устанавливаются также соответствующими стандартами.
Величину зазора между зубьями проверяют в собранном зацеплении с использованием щупа, если в конструкции изделия для этого предусмотрены специальные окна, либо путем прокатывания между зубьями свинцовых проволочек (3-4 шт.) толщиной в 1,4-1,5 раза большей зазора, которые в виде П-образных скоб устанавливают по длине зуба. Толщину сплющенных частей проволочек с обеих сторон зуба измеряют микрометром или индикатором. Сумма этих двух замеров дает величину бокового зазора. В крупносерийном и мелкосерийном производствах зазор проверяют более точно при помощи специальных приспособлений.
Плавность хода обычно проверяют, провертывая собранное зацепление от руки, но лучше (точнее) для этих целей использовать динамометры или динамометрические ключи. Если зазор в зацеплении не соответствует требованиям технических условий на сборку или же колеса вращаются не плавно, зацикливаясь при разных положениях, то сборочную единицу разбирают, колеса притирают (в крупных передачах зубья нередко шабрят) или подбирают новую пару и производят повторную сборку зацепления и его проверку.
Зацепления зубчатых колес проверяют также на краску. Основной причиной неприлегания (неправильного пятна краски контакта) зубьев по длине является обычно непараллель и перекос осей отверстий в корпусе или те же погрешности в сборочной единице, зубчатое колесо - вал. Нарушение пятна контакта по высоте является по высоте является результатом неправильного их профиля или межосевого расстояния валов.
- 6. Методы сборки: полной, неполной, групповой взаимозаменяемости
- 11. Точность сборочных соединений
- 12. Организационные формы сборки машин: стационарная и подвижная, в том числе, применение средств вычислительной техники при их реализации
- 13. Факторы, влияющие на продолжительность трудового процесса
- 14. Принципиальный подход к оптимизации трудового процесса сборки изделия
- 18Приспособления, применяемые при сборке
- 19 Вспомогательное оборудование сборочных цехов: подъемное, подъемно-транспортное, транспортное
- 20 Мойка деталей и сборочных единиц
- 21 Окраска деталей и сборочных единиц
- 23. Контроль качества выполненных сборочных работ
- 24 Балансировка сборочных единиц и изделий в сборе
- 25. Испытание и проверка новых сборочных единиц и машин
- 27 Пригоночные работы при сборке и виды приводов механизированного инструмента
- 28. Пригоночные работы: опиливание и зачистка, сверление, развертывание и нарезание резьбы, торцевание и шарошение
- 29. Пригоночные работы: притирка, полирование, шабрение и
- 30. Состояние сборочных процессов и пути повышения качества изделий и их сборочных единиц
- 31. Перспективы развития сборочного производства, в том числе в зарубежном машиностроении
- 32. Сборка неподвижных неразъемных соединений с нагревом охватывающей детали.
- 33. Сборка неподвижных неразъемных соединений
- 34. Сборка продольно-прессовых соединений.
- 35. Сборка соединений, собираемых путем пластической деформации деталей.
- 36Сборка соединений сваркой.
- 37 Сборка соединений пайкой.
- 38. Сборка соединений склеиванием.
- 39.Сборка заклепочных соединений.
- 40. Сборка неподвижных разъемных конических соединений.
- 41. Сборка разъемных шлнцевых соединений.
- 42. Сборка разъемных соединений со шпонкой.
- 43. Сборка неподвижных разъемных резьбовых соединений.
- 44. Сборка сборочных единиц с цельными подшипниками скольжения.
- 45. Сборка сборочных единиц с разъемными подшипниками скольжения (толстостенными и тонкостенными).
- 46. Сборка сборочных единиц с радиальными шарикоподшипниками.
- 47. Сборка сборочных единиц с упорными коническими подшипниками качения.
- 48. Укладка многоопорного вала в подшипники.
- 49. Сборка сборочных единиц с игольчатыми подшипниками качения.
- 50.Сборка сборочных единиц с осями и пальцами.
- 51. Сборка составных валов и муфт.
- 52.Сборка подвижны конических соединений.
- 53. Сборка маховиков и шкивов с валами.
- 54. Сборка соединений с деталями базирующимися на плоскостях.
- 55. Сборка сборочных единиц с цилиндрическими
- 56. Сборка гидравлических и пневматических сборочных единиц.
- 57. Общие положения сборки зубчатых и цепных передач.
- 58. Сборка цилиндрических зубчатых передач.
- 59. Сборка конических зубчатых передач.
- 60. Сборка червячных передач.
- 61. Сборка цепных передач.
- 62 Основные положения автоматизации сборки и технологичность деталей и изделий.
- 63 Связь технологического процесса автоматической сборки с оборудованием и качественная характеристика деталей и средств контроля автоматической сборки.
- 64 Загрузочно-ориентирующие и транспортные механизмы при автоматической сборке.