logo search
263_2009

60. Сборка червячных передач.

Червячные передачи обычно начинают собирать со сборочной единицы червячного колеса при отдельно выполненных зубчатых венцах, то есть осуществляется сборка ступицы с зубчатым венцом, как правило, на точно пригнанных болтах.

Монтаж червячных зубчатых колес на валах и проверку их со­единения осуществляют также как и в случаях обычных цилиндриче­ских зубчатых колес. Отличительным является обеспечение правиль­ного зацепления червяка с зубьями колес. При сборке необходимо стремиться к тому, чтобы величина угла скрещивания осей червяка и зубчатого колеса и межцентрового расстояния соответствовали чер­тежу, средняя плоскость колеса совпадала с осью червяка, а боковой зазор в зацеплении соответствовал техническим требованиям на сборку.

Контроль межосевого расстояния в корпусе и на перекос осей отверстий проводят после их растачивания, а при скользящих под­шипниках - после запрессовки втулок с помощью контрольных валов, эталонного колеса, измерительного червяка и спец. шаблонов.

В собранном червячном зацеплении контролируют величину за­зора между сопряженными боковыми поверхностями витка червяка и зубьев колеса, обеспечивающего сводный поворот червяка при не­подвижном колесе. Этот зазор определяется по углу свободного по­ворота червяка при закрепленном колесе. При этом целесообразно воспользоваться зависимостью угла поворота ((р) и боковым зазором

(jn в мкм): = 0,115 ^ ; [град], (8)

q • т sin Я • cos agn

d

где q = —, т- осевой модуль в мм; т

d - диаметр длительного цилиндра червяка;

Я - угол подъема витка червяка на длительном цилиндре, кото­рый определяется зависимостью tgX = —;

Ч

agn - профильный угол прямоточной рейки, сцепляющейся с эквивалентным червяком в нормальном сечении;

z - число заходов червяка.

Гарантированный боковой зазор для червячных передач различ­ной точности, исходя из служебного назначения, регламентируется стандартом. Окончательно собранную червячную передачу зачастую проверяют на легкость проворачивания.