logo search
263_2009

57. Общие положения сборки зубчатых и цепных передач.

В конструкциях машин широко распространены зубчатые пере­дачи со следующими видами колес: цилиндрическими (прямозубыми, косозубыми, шевронными) и коническими (с прямыми, криволиней­ными и косыми зубьями). Червячные передачи применяются с цилин­дрическими (архимедовым) и глобоидальными червяками.

Важным фактором, определяющим эксплуатационное качество зубчатой передачи, является боковой зазор между зубьями колес, ко­торый необходим для компенсации возможных ошибок в размерах зубьев, неточности расстояния между осями колес, изменения разме­ров и формы зубьев при нагреве их в процессе работы. Однако зазор является причиной возникновения ударов и дополнительного износа зубьев в процессе работы, а также появления так называемого мерт­вого хода при изменении направления вращения ведущего колеса. Поэтому зазор в зацеплении должен быть таким, чтобы при работе передачи не произошло заклинивание зубьев, не нарушалась плав­ность вращения и в то же время мертвый ход был возможно меньше.

Величина бокового зазора изменяется двумя способами:

  1. увеличение т расстояния между осями зубчатых колес (ис­пользуется крайне редко - начальные окружности колес не будут ка­саться)

  2. уменьшением (изменением) толщины зуба (основной способ).

Величины боковых зазоров в зацеплениях предопределяются

габаритами колес и служебным назначением передач, обеспечиваются при их сборке и регламентируются соответствующими стандартами.

В общем, при сборке зубчатых и червячных передач выполня­ются следующие работы:

  1. установку зубчатого или червячного колеса на валу;

  2. установку валов с колесами в корпусе;

  3. сборку червяка и установку его в корпус;

  4. регулирование зацепления.

Поступающие на сборку зубчатые и червячные колеса, червяки и др. детали передач должны быть полностью обработаны, промыты и высушены. На рабочих поверхностях зубьев колес или червяка не должно быть заусенцев, забоин, задиров, царапин и других погрешно­стей.