62 Основные положения автоматизации сборки и технологичность деталей и изделий.
Трудоемкость узловой и общей сборки в условиях крупносерийного и мелкосерийного производства меньше, чем в условия единичного и мелкосерийного производства, где большой объем пригоночных работ, и составляет от 30% до; 45% и более от всей трудоемкости изготовления машин.
Существует три основных направления ускорении прогресса в области сборки машин: совершенствование технологии и организации сборочного производства, а также механизация и автоматизация сборочных работ. Поэтому основными резервами сборочного производства являются: сведение до минимума пригоночных работ; улучшение технологичности изделий в сборке и разборке; широкое применение поточной сборки, ручных механизированных средств, а также частичной или полной автоматизации сборочного процесса исходя из экономической целесообразности этого.
Технология сборки машин нуждается в проведении ряда исследований и опытных разработок, первоочередными из которых являются:
изыскание путей оптимизации процессов сборки, разработка методов их математического описания и моделирования с целью использования средств вычислительной техники при проектировании технологических процессов сборки;
совершенствование методов подготовки типовых и групповых технологических процессов сборки;
разработка и совершенствование агрегатированного сборочного оборудования;
исследование экономической целесообразности и областей применения при сборке вакуумных, вибрационных, пневматических, магнитных, ультразвуковых и др. процессов и совмещение сборки с изготовлением деталей, входящих в сборочную единицу;
разработка новых, более эффективных способов контроля собранных соединений, в том числе совершенствование технологической диагностики состояния сборочного изделия;
изучение влияния технологии сборки на повышение надежности машин и механизмов;
разработка более совершенных методов оценки уровня прогрессивности технологических процессов в сборочном производстве.
В настоящее время большое распространение имеет полуавтоматическая и частично автоматическая узловая сборка. Общая сборка более сложных изделий выполняется на полуавтоматических линиях, на которых часть операций выполняется вручную с применением механизированных средств.
Решение задачи автоматизации сборки упрощается, если обеспечивается полная взаимозамещаемость изделий, которая дает возможность использовать более простые конструкции автоматических сборочных машин. Метод пригонки экономически не оправдывает автоматизации сборочных работ. Методы селиктивной сборки и регулировки используются крайне редко из-за усложнения, удорожания и снижения надежности функционирования автоматических устройств и их частей.
Основными условиями, которые следует выполнять при выборе элементов автоматизации сборочных процессов, являются:
максимальное снижение трудоемкости;
сокращение операций, утомительных для рабочего при ручном выполнении;
питание деталями рабочих позиций;
сопряжение деталей;
закрепление деталей;
удаление готовых изделий с рабочих позиций.
При этом, составными частями автоматических сборочных устройств являются:
автоматические загрузочные и ориентирующие устройства;
накопители и отсекатели;
питательные механизмы;
устройства выполняющие специальные функции (смазка, обдувка и др.);
собственно сборочные позиции;
устройства, контролирующие правильность выполняемых соединений;
механизмы для удаления собранного изделия из автомата в тару или на транспортер для подачи на следующий автомат без потерь ориентации (выталкиватель или механическая рука).
При переходе от ручной к автоматической сборке еще большее значение приобретает технологичность конструкции изделия. Однако, требования технологичности при ручной и автоматической сборке различны. Для автоматической сборки технологичность изделия рассматривается с точки зрения возможности и технической целесообразности автоматического выполнения дискретных операций ориентации деталей в пространстве, подачи их в рабочие органы, базирования в рабочей позиции, съема, межоперационного транспортирования, а также уменьшения количества деталей в сборочных единицах и изделиях.
Общими требованиями, предъявляемыми к технологичности деталей для автоматической сборки, выполнение которых в большинстве случаев улучшает и технологичность конструкции в целом, являются следующие:
блочность конструкции, что позволяет автоматизировать сборку отдельных блоков конструкции сложных изделий и таким образом, автоматизировать его сборку в целом;
простота конструкции. Имеется в виду конфигурация деталей, их число и расположение в конструкции. При автоматической сборке детали более простой формы (шар) требует более простых ориентирующих устройств, меньше ступеней ориентации, проще оказываются питатели и базирующие устройства. Уменьшение числа деталей осуществляется либо заменой, например, методов крепления (деформируемая шайба для стопорения резьбового соединения или использования специальных паст и клеев холодного отвердения в место винта и плоской шайбы), либо объединением деталей, в результате чего образуются более сложные детали, изготовляемые современными технологическими методами. Наиболее удобным является такое расположение деталей в конструкции, при котором не требуется в процессе сборки изменения положения базовой детали, а присоединяемые к ней детали подаются в одном направлении, лучше сверху;
точностные требования сводятся к тому, что допуски на сопрягаемые поверхности должны обеспечить сборку методом полной взаимозаменяемости и должны быть обоснованы расчетом допуски на относительное расположение сопрягаемых и базовых поверхностей, если базирование не м.б. осуществлено по сопрягаемым поверхностям;
- к реальным деталям предъявляются дополнительные требования к их технологичности: отсутствие дефектов, образующих новые элементы формы детали; отсутствие дефектов, мешающих базированию и соединению деталей.
- 6. Методы сборки: полной, неполной, групповой взаимозаменяемости
- 11. Точность сборочных соединений
- 12. Организационные формы сборки машин: стационарная и подвижная, в том числе, применение средств вычислительной техники при их реализации
- 13. Факторы, влияющие на продолжительность трудового процесса
- 14. Принципиальный подход к оптимизации трудового процесса сборки изделия
- 18Приспособления, применяемые при сборке
- 19 Вспомогательное оборудование сборочных цехов: подъемное, подъемно-транспортное, транспортное
- 20 Мойка деталей и сборочных единиц
- 21 Окраска деталей и сборочных единиц
- 23. Контроль качества выполненных сборочных работ
- 24 Балансировка сборочных единиц и изделий в сборе
- 25. Испытание и проверка новых сборочных единиц и машин
- 27 Пригоночные работы при сборке и виды приводов механизированного инструмента
- 28. Пригоночные работы: опиливание и зачистка, сверление, развертывание и нарезание резьбы, торцевание и шарошение
- 29. Пригоночные работы: притирка, полирование, шабрение и
- 30. Состояние сборочных процессов и пути повышения качества изделий и их сборочных единиц
- 31. Перспективы развития сборочного производства, в том числе в зарубежном машиностроении
- 32. Сборка неподвижных неразъемных соединений с нагревом охватывающей детали.
- 33. Сборка неподвижных неразъемных соединений
- 34. Сборка продольно-прессовых соединений.
- 35. Сборка соединений, собираемых путем пластической деформации деталей.
- 36Сборка соединений сваркой.
- 37 Сборка соединений пайкой.
- 38. Сборка соединений склеиванием.
- 39.Сборка заклепочных соединений.
- 40. Сборка неподвижных разъемных конических соединений.
- 41. Сборка разъемных шлнцевых соединений.
- 42. Сборка разъемных соединений со шпонкой.
- 43. Сборка неподвижных разъемных резьбовых соединений.
- 44. Сборка сборочных единиц с цельными подшипниками скольжения.
- 45. Сборка сборочных единиц с разъемными подшипниками скольжения (толстостенными и тонкостенными).
- 46. Сборка сборочных единиц с радиальными шарикоподшипниками.
- 47. Сборка сборочных единиц с упорными коническими подшипниками качения.
- 48. Укладка многоопорного вала в подшипники.
- 49. Сборка сборочных единиц с игольчатыми подшипниками качения.
- 50.Сборка сборочных единиц с осями и пальцами.
- 51. Сборка составных валов и муфт.
- 52.Сборка подвижны конических соединений.
- 53. Сборка маховиков и шкивов с валами.
- 54. Сборка соединений с деталями базирующимися на плоскостях.
- 55. Сборка сборочных единиц с цилиндрическими
- 56. Сборка гидравлических и пневматических сборочных единиц.
- 57. Общие положения сборки зубчатых и цепных передач.
- 58. Сборка цилиндрических зубчатых передач.
- 59. Сборка конических зубчатых передач.
- 60. Сборка червячных передач.
- 61. Сборка цепных передач.
- 62 Основные положения автоматизации сборки и технологичность деталей и изделий.
- 63 Связь технологического процесса автоматической сборки с оборудованием и качественная характеристика деталей и средств контроля автоматической сборки.
- 64 Загрузочно-ориентирующие и транспортные механизмы при автоматической сборке.