55. Сборка сборочных единиц с цилиндрическими
деталями,
движущимися возвратно-поступательно.
К этим сборочным единицам относятся: поршни, клапаны, толкатели ДВС; поршни и штоки гидравлических цилиндров; плунжеры насосов и др. Основным условием доброкачественной сборки таких сб. ед. являются правильная форма отверстия и оптимальный зазор в сопряжении, обеспечивающий нормальное расширение охватываемой детали при работе, а также надлежащие условия для создания слоя смазки.
Например, зазоры в сопряжениях деталей поршневой группы (поршень - цилиндр или гильза цилиндра), которые необходимо выдержать при сборке, определяет конструктор, исходя из тепловой напряженности поршня, гильзы (цилиндра) и поршневых колец, а также с учетом материала этих деталей. Так, например, для чугунной гильзы 0145+о'°8мм и алюминиевой юбки поршня 0\45~°оЦмм зазор в нижней
части поршня (юбке) должен быть 0,30-0,34мм; между кольцами - 8- 0,98мм и до первого кольца (от головки поршня) -0,95-1,1 Змм.
Таким образом допуск на зазор по юбке (направляющая часть поршня) составляет 0,04мм, (а в других местах поршня -0,18 мм, т.е. в 4,5 раза больше), что может быть обеспечено только селективной сборкой при разбиении размеров юбки поршня и гильзы цилиндра на четыре размерные группы с допуском каждой в 0,02мм. Обычно гильзы (цилиндры) и порошки по диаметру юбки сортируют на 2-12 размерных групп в зависимости от требуемой точности посадки на специальных полуавтоматических и автоматических установках с точностью сортировки до 0,005мм.
Принадлежность поршня и гильзы к той или иной размерной группе после сортировки определяют по клеймам, наносимым на днище или торце юбки поршня и верхней плоскости блока около соответствующих цилиндров.
Зазоры между поршнем и гильзой проверяют щупом, толщину которого выбирают в зависимости от величины зазора, а ширину приблизительно равную 10-15мм. Усилие протаскивания щупа определяется опытным путем и может быть 2,25-4,5кг.
Кроме подбора по геометрическим параметрам, поршни, а также шатуны подбирают по массе так, чтобы они отличались в одном двигателе не более чем на ± 0,05%. Поэтому их, сортируют на 3-5 групп и каждый поршень клеймят (на днище) соответствующей цифрой. В крупносерийных и мелкосерийных производствах применяют высокопроизводительные автоматы, которые одновременно контролируют и сортируют поршни по размерам и массе.
После подбора поршней устанавливают поршневые кольца, которые должны быть чистыми, без рисок, заусенцев, острые углы должны быть затуплены. Поршневые кольца поступают на сборку окончательно обработанными и проверенными на специализированных заводах. Однако в условиях мелкосерийного производства нередко выполняют следующее: проверяют упругость поршневого кольца; зазор в замке кольца в сжатом состоянии и, если нужно, пригонку замка и зачистку концов кольца; проверяют форму кольца; притирают кольца по специальному цилиндру; проверяют зазор между кольцами и канавкой поршня - с использованием специальных приспособлений.
Для установки (снятия) на поршень колец в условиях мелкосерийного производства применяют щипцы, ограничивающие развод кольца для предотвращения появления микротрещин в кольце. В крупносерийном производстве применяют приспособления для одновременной установки всего комплекта поршневых колец на поршень. Замки на надетых кольцах направляют в разные стороны и на 180°, 120° и 90 друг другу. При этом в процессе работы наблюдается вращение колец 5-9 об/час.
При установке поршня в цилиндр кольца сжимаются металлической манжетой или монтажной гильзой. Гильзы в блок цилиндров должны быть вставлены без перекосов, чтобы не было дополнительных деформаций их в процессе работы.
Во многих силовых приводах распространены поршни с уплотнениями в виде резиновых колец круглого, прямоугольного и К- образного сечения, находящихся в канавках поршня. Особенность сборки этих соединений является необходимость соблюдения зазоров между поршнем и стенкой цилиндра в пределах 0,15-0,Змм. Материал кольца «затекает» в эти зазоры и хорошо уплотняет сопряжение. В сопряжении поршня со штоком также используются резиновые уплотнения (кольца - круглые или плоские).
Особую группу цилиндрических подвижных соединений составляют прецизионные пары, например, плунжер-втулка топливных насосов. Необходимая точность сборки прецизионных пар достигается либо селективной сборкой, либо в дополнение к этому также еще и посредством совместной приработки (доводка притиркой с припуском 0,07-0,1мм или если после развертывания применить дорнование, то припуск под притирку уменьшается до 0,03-0,05мм). Пары изготовляют в мелких цехах с допусками 0,015-0,02мм, а зазор в сочленении пары должен быть 1-Змкм (с точность геометрической формы 1- 2мкм при 08-8,5мм и с ^=0,08-0,04мкм). Плунжеры и втулки до подбора в пары предварительно сортируют на размерные группы (30- 40 групп), при этом групповой допуск часто составляет 0,6-1мкм, что требует и учета погрешностей геометрической формы деталей, а также термо-константных условий выполнения работ.
Окончательно собранную пару проверяют опрессовкой, которая пока является единственным критерием оценки сопряжения. Плунжерные пары насосов по гидравлической плотности делят на группы.
При сборке многоплунжерного насоса для обеспечения равномерности подачи топлива в цилиндры двигателя устанавливают пары только одной группы плотности.
- 6. Методы сборки: полной, неполной, групповой взаимозаменяемости
- 11. Точность сборочных соединений
- 12. Организационные формы сборки машин: стационарная и подвижная, в том числе, применение средств вычислительной техники при их реализации
- 13. Факторы, влияющие на продолжительность трудового процесса
- 14. Принципиальный подход к оптимизации трудового процесса сборки изделия
- 18Приспособления, применяемые при сборке
- 19 Вспомогательное оборудование сборочных цехов: подъемное, подъемно-транспортное, транспортное
- 20 Мойка деталей и сборочных единиц
- 21 Окраска деталей и сборочных единиц
- 23. Контроль качества выполненных сборочных работ
- 24 Балансировка сборочных единиц и изделий в сборе
- 25. Испытание и проверка новых сборочных единиц и машин
- 27 Пригоночные работы при сборке и виды приводов механизированного инструмента
- 28. Пригоночные работы: опиливание и зачистка, сверление, развертывание и нарезание резьбы, торцевание и шарошение
- 29. Пригоночные работы: притирка, полирование, шабрение и
- 30. Состояние сборочных процессов и пути повышения качества изделий и их сборочных единиц
- 31. Перспективы развития сборочного производства, в том числе в зарубежном машиностроении
- 32. Сборка неподвижных неразъемных соединений с нагревом охватывающей детали.
- 33. Сборка неподвижных неразъемных соединений
- 34. Сборка продольно-прессовых соединений.
- 35. Сборка соединений, собираемых путем пластической деформации деталей.
- 36Сборка соединений сваркой.
- 37 Сборка соединений пайкой.
- 38. Сборка соединений склеиванием.
- 39.Сборка заклепочных соединений.
- 40. Сборка неподвижных разъемных конических соединений.
- 41. Сборка разъемных шлнцевых соединений.
- 42. Сборка разъемных соединений со шпонкой.
- 43. Сборка неподвижных разъемных резьбовых соединений.
- 44. Сборка сборочных единиц с цельными подшипниками скольжения.
- 45. Сборка сборочных единиц с разъемными подшипниками скольжения (толстостенными и тонкостенными).
- 46. Сборка сборочных единиц с радиальными шарикоподшипниками.
- 47. Сборка сборочных единиц с упорными коническими подшипниками качения.
- 48. Укладка многоопорного вала в подшипники.
- 49. Сборка сборочных единиц с игольчатыми подшипниками качения.
- 50.Сборка сборочных единиц с осями и пальцами.
- 51. Сборка составных валов и муфт.
- 52.Сборка подвижны конических соединений.
- 53. Сборка маховиков и шкивов с валами.
- 54. Сборка соединений с деталями базирующимися на плоскостях.
- 55. Сборка сборочных единиц с цилиндрическими
- 56. Сборка гидравлических и пневматических сборочных единиц.
- 57. Общие положения сборки зубчатых и цепных передач.
- 58. Сборка цилиндрических зубчатых передач.
- 59. Сборка конических зубчатых передач.
- 60. Сборка червячных передач.
- 61. Сборка цепных передач.
- 62 Основные положения автоматизации сборки и технологичность деталей и изделий.
- 63 Связь технологического процесса автоматической сборки с оборудованием и качественная характеристика деталей и средств контроля автоматической сборки.
- 64 Загрузочно-ориентирующие и транспортные механизмы при автоматической сборке.