logo search
Datkov_V

3.3.2 Транспортирующие машины и механизмы

К транспортирующим машинам и механизмам периодического действия относятся ручные тележки (таблица 3.1) и электротележки (электрокары) (таблица 3.2).

Самое широкое распространение в розничной торговой сети и в особенности в одноэтажных зданиях получили ручные тележки. Обладая хорошей маневренностью и небольшими габаритными размерами, они позволяют перемещать грузы массой от 100 кг до 1 т на расстояние до 100 м. Применяют тележки для горизонтального перемещения грузов. Это основные средства механизации, используемые в каждом магазине. Тележки представляют собой раму с колесами, на которой укрепляют приспособления (платформу или вилы), предназначенные для поддержания товаров во время перемещения. К раме тележки крепится ручка для ее передвижения. Конструктивно ручные тележки выпускают с двумя, и четырьмя колесами; со стационарной или подъемной платформой. Колеса тележек вращаются не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости. Они бывают с ручным или механическим приводом. Грузоподъемность тележек от 50 до 1000кг. Каждый тип тележек имеет буквенное и цифровое обозначение: ТГ - тележка грузовая для перемещения тарно-штучных грузов; ТГВ - тележка грузовая с подъемными вилами и т.п. Цифры указывают грузоподъемность тележки.

Таблица 3.1 - Технико-экономическая характеристика электротележек

Технические показатели

Ед. изм.

Типы оборудования

F6Л

F10Л

F10ЛЗ

F8М

F10М

F10МЗ

Грузоподъемность

кг

630

1000

1000

800

1000

1000

Высота подъема вил

мм

1600

1600

3000

1600

1600

3000

Габариты

мм

1550

700

1980

1820

800

1980

1820

1000

1980

1550

760

1980

1820

800

1980

1820

1000

1980

Масса

кг

225

342

380

240

380

420

Таблица 3.2 - Техническая характеристика электрокар

Технические показатели

Ед. изм.

Типы оборудования

ЕТ-2047

ЕТ-2047А

1

2

3

4

Грузоподъемность

кг

2000

2000

Наименьший внешний радиус поворота

мм

3300

3300

Размер грузовой платформы

мм

24001200

24001200

Продолжение таблицы 3.2

1

2

3

4

Высота грузовой платформы

мм

800

800

Ширина рабочего проезда при повороте в проезде на 90о

мм

4200

4200

Скорость движения с (без) грузом

м.с-1

4,7 (5,4)

5,7 (5,4)

Шины

-

пневматические

пневматические

Габариты

мм

352512001460

370015601600

Масса, включая батарею

кг

1700

1900

Тележка ТГ-50 состоит из сварной металлической рамы с деревянным настилом. Она имеет небольшие размеры и хорошую маневренность. Передние спаренные колеса - поворотные, а задние смонтированы на одной оси. Ручка тележки откидная, прикреплена к оси передних колес. Впереди может быть установлено одно поворотное колесо.

Тележка ТГМ-125 (медведка) - двухколесная, используется для перемещения затаренных грузов на небольшие расстояния.

Тележка ТГ-1000М - цельнометаллическая, сварная, четырехколесная. Два поворотных колеса (переднее и заднее) имеют меньший диаметр, чем средние колеса, и для повышения маневренности приподняты над полом. Поручни служат одновременно для предохранения грузов от соскальзывания.

Тележка ТГШ-250 - металлическая, сварная, двухколесная, с одним опорным кронштейном, используется для перевозки затаренных грузов и бочек. Металлическая платформа при транспортировании бочек снимается. На вертикальном стержне ручек имеется фиксатор для захвата бочек. Грузоподъемность 250 кг.

Тележка ТГВ-500М с гидравлическим приводом подъема платформы или вил, грузоподъемностью 500кг, состоит из подъемной рамы с вилами, двух передних спаренных поворотных колес и двух задних катков. Поворотные колеса связаны с водилом. Вилы поднимаются с помощью ручного гидравлического насоса. Высота подъема вил 125 мм от уровня пола. Используют тележку для погрузки, выгрузки и транспортирования внутри помещения грузов, уложенных на стандартные поддоны, в стандартную тару или тару-оборудование. Тележку с опущенными вилами подводят под тару-оборудование или поддон и делают несколько качания (не более 10) рукояткой тележки (водилом). Подъемное устройство поднимает раму с вилами, а вместе с ней и груз. После остановки на месте разгрузки нажимают на рычаг выключения подъемного механизма, установленной на рукоятке. Рама с вилами опускается, и тележку свободно выкатывают из-под поддона.

Тележка ТГВ-1250 аналогична по конструкции указанной выше, но большей грузоподъемности. Технические характеристики тележек с подъемными вилами приведены в таблице 3.3.

Таблица 3.3 – Технические характеристики тележек с подъемными вилами

Показатели

Единица измерения

Тип оборудования

ТГВ-1000

ТГВ-500

ТГВ-500

Грузоподъемность

кг

1000

500

500

Высота подъема вилок

мм

125

75

100

Габаритные размеры

высота

длина

ширина

длина вилок

мм

1470

1759

860

850

850

1250

650

800

1500

1100

550

800

Вес

кг

1260

490

490

Как бы ни были удобны и популярны ручные гидравлические тележки они имеют ограниченные возможности применения, поэтому для крупных магазинов и складов со значительным грузооборотом целесообразнее использовать тележки с электроприводом (электрокары).

Электрокары ЭТ-2047 и ЭТ-2047А имеют фиксированную платформу и четыре колеса, благодаря этому они обладают хорошей устойчивостью. Предназначены для ускоренной перевозки грузов (скорость до 4,7 м.с-1, грузоподъемностью до 2 т) по внутренней и внешней территории гипермаркета или оптовой базы. Технические характеристики электрокар приведены в таблице 3.4.

Таблица 3.4 – Техническая характеристика электрокар

Показатели

Единица измерения

Тип оборудования

ЭТ-2047

ЭТ-2047А

1

2

3

4

Грузоподъемность

кг

2000

2000

Наименьший внешний радиус поворота

мм

3300

3300

Высота грузовой платформы

мм

800

800

Ширина рабочего проезда при повороте в проезде на 90о

мм

4200

4200

Ширина рабочего проезда при повороте в проезде на 90о в пересекающихся проездах

мм

2400

2400

Скорость движения с (без) груза

кг/г

17 (19,2)

17 (19,2)

Шины

-

пневматические

пневматические

Габариты

мм

3525×1200×1450

3700×1560×1600

Масса (включая батарею)

кг

1700

1900

Транспортирующие машины непрерывного действия - стационарные и передвижные конвейеры (транспортеры) используются при систематическом поступлении в магазин больших масс грузов для их горизонтального или слабо наклонного перемещения.

Различают конвейеры с тяговым органом и без тягового органа (гравитационные). В торговле преимущественно применяют конвейеры с тяговым органом двух типов: ленточные и пластинчатые; а без тягового органа - роликовые и винтовые.

Стационарный ленточный конвейер КЛ-1 (рис. 3.7) используют для горизонтального и слабо наклонного перемещения штучных грузов массой 100кг на расстояние от 4 до 15м.

Тяговым и несущим органом служит бесконечная лента из прорезиненной ткани, натянутая на приводной и натяжной барабаны. Приводной барабан приводится в движение электродвигателем. Ширина ленты 500мм, производительность конвейера 57 т/ч при скорости движения 0,4 м . с-1.

Конвейер наклонный передвижной КНЛП-5 предназначен для горизонтального и наклонного перемещения затаренных грузов массой не более 80 кг (одного места). Его можно также использовать при спуске и подъеме грузов с этажа на этаж. Конвейер состоит из тележки, стрелы, механизма изменения угла наклона стрелы и привода. Конвейер реверсивный, поэтому транспортирование грузов может осуществляться в обе стороны. Для предотвращения падения грузов лента конвейера защищена с обеих сторон ограждениями. Производительность конвейера 50 т/ч, скорость движения 0,3-0,48 м . с-1.

Конвейеры пластичные вместо ленточного имеют грузонесущее устройство в виде пластин или трубок, закрепленных на бесконечных цепях. Эти конвейеры, в отличие от ленточных, применяют для более тяжелых грузов. Наибольшая масса одного грузового места до 200 кг ширина настила 500мм, длина от 4 до 40м, производительность 55 т/ч, скорость перемещения настила 0,29 м . с-1.

Роликовые конвейеры относятся к гравитационным механизмам. Они в качестве грузонесущего и тягового органа имеют систему роликов, укрепленных на неподвижной раме. Ролики бывают трубчатые и дисковые. Конвейеры с дисковыми роликами называют роликовыми дорожками.