10.1 Назначение и классификация автомобильных транспортных средств используемых в торговле
Для обеспечения непрерывного процесса товародвижения от поставщика до потребителя используются различные наземные транспортные средства. В зависимости от территории, обслуживаемой транспортом, различают четыре вида транспортных перевозок:
международные;
междугородние;
внутригородские;
внутри предприятий и цехов.
Автомобильные транспортные средства разделяются на две группы:
транспортные средства общего назначения, предназначенные для перевозки пассажиров или грузов;
специальные транспортные средства, имеющие в своем составе установки, обеспечивающие выполнение специальных (например, погрузочно-разгрузочных) операций.
В каждой группе автомобильные транспортные средства классифицируются по проходимости, типу двигателя и грузоподъемности. На рис. 10.1 приведена классификационная схема автомобильного транспорта, используемого для транспортировки товаров в контуре "Поставщик - Транспорт - Торговля". Технико-экономические расчеты показывают, что перевозки грузов специализированным транспортом на 20-25% дешевле, чем транспортом общего назначения, которым в настоящее время перевозится более 50% грузов в торговле. Учитывая, что транспортные издержки в контуре "Поставщик - Транспорт - Торговля" составляют более 20% всех затрат, их снижение представляет собой важную задачу в деле повышения эффективности торгово-технологических процессов.
Рассмотрим общие представления об устройстве специализированного транспорта, который делится на транспортные средства с поддержанием определенного температурного режима перевозки товаров и автомашины, оборудованные грузоподъемными механизмами.
Транспорт с поддержанием температурного режима перевозки предназначен для перевозок скоропортящихся пищевых продуктов в охлажденном или замороженном виде. Различают два вида холодильного автотранспорта: изотермические автомобили и авторефрижераторы. Изотермические автомобили представляют собой автомобили с теплоизолированным кузовом и специальными системами поддержания внутри кузова требуемой температуры.
Теплоизолированный кузов представляет собой штампосварной каркас с внутренней и наружной металлической оболочками, внутри которых размещается пенопластмассовая теплоизоляция (толщиной 70-100мм). При перевозке замороженных продуктов на близкие расстояния аккумулированного в продукте холода достаточно для поддержания требуемой температуры в течение всего рейса. При большей продолжительности рейсов для поддержания пониженных температур внутри изотермического кузова помещают водный или сухой лед или зероторы. Зероторы представляют собой емкости, в которых размещается эвтектический раствор с температурой замерзания около - 15оС. Зеротор до его установки в кузов машины помещают в морозильную камеру, в результате чего эвтектический раствор переходит в твердое состояние. При установке зероторов в кузове машины происходит постепенное таяние раствора за счет поглощения теплоты от окружающего воздуха, в результате чего в кузове поддерживается пониженная температура.
При перевозке в зимнее время продуктов, которые могут испортится при переохлаждении (овощи, картофель и т.д.) специализированный автотранспорт оборудуется системами подогрева за счет отбора теплоты от выхлопных газов двигателя.
В табл. 10.1 приведены основные технические характеристики специализированных автомобилей с изотермическим кузовом.
Авторефрижераторы представляют собой специализированный автотранспорт с индивидуальной холодильной установкой и теплоизолированным крытым кузовом. В зависимости от уровня минусовой температуры в кузове авторефрижераторы разделяются в следующие три класса:
класс "А" обеспечивает температуру в кузове автомобиля
t = от -12 до 0оС;
класс "В" обеспечивает температуру в кузове автомобиля
t = от -12 до -10оС;
класс "С" обеспечивает температуру в кузове автомобиля
t = от -20 до -12оС.
Кузов авторефрижератора снабжен штампосварным каркасом, который изнутри имеет алюминиевую или оцинкованную обшивку, а снаружи - стальную обшивку. В задней стенке расположена двухстворчатая дверь, а на передней стенке или в передней части кузова в специальном отсеке устанавливается холодильная установка. На передней стенке кузова крепится весь холодильный агрегат. Внутри кузова находятся испаритель, вентилятор, теплообменник, терморегулирующий вентиль и друге вспомогательное оборудование. Вне кузова располагаются холодильно-силовая часть и приборы управления и контроля. В качестве хладагентов современных компрессионных холодильных установок применяются фреон, хладоны. В последнее время в качестве холодильных установок в авторефрижераторах все большее распространение получают холодильные установки с охлаждением сжиженным газом (азотом, воздухом, углекислым газом). Наибольшее применение получили системы охлаждения сжиженным азотом.
В табл. 10.1, 10.2 приведены основные технические характеристики автомобилей для перевозки пищевых продукции.
Таблица 10.1 – Технические характеристики автомобилей с изотермическим кузовом
Показатели | ГЗСА-3702 | ГЗСА-3706 | ЕрАЗ-37301 | ГЗСА-889 с обогрев. кузова |
Грузоподъемность, кг | 1750 | 3250 | 800 | 3000 |
Внутренние размеры кузова, мм: длина ширина высота |
3690 2200 1750 |
3690 2200 1750 |
2228 1688 1636 |
2690 2200 1750 |
Объем кузова, м3 | 14,2 | 14,4 | 6,1 | 14,2 |
Погрузочная высота, мм | 1310 | 1400 | 568 | 1310 |
Проем двери, мм: ширина высота |
1200 1655 |
1200 1655 |
1520 1460 |
1200 1655 |
Автомобили с грузоподъемными механизмами предназначены для выполнения операций погрузки и разгрузки грузов из кузова самого автомобиля или рядом стоящего и применяются, как правило, при пакетных (контейнерных) перевозках. Такие автомобили целесообразно использовать для перевозки грузов на малые расстояния (20-30 км) при объеме переработки 5‑10т/сутки. В зависимости от вида используемого грузоподъемного механизма автомобили подразделяются на машины с подъемным краном и с грузоподъемным бортом.
Грузоподъемный гидрокрановый механизм может быть смонтирован как в центре грузовой платформы, так и между кабиной и кузовом, при этом грузоподъемность крана варьирует от 0,55 до 2,5 т.
Рассмотрим работу грузоподъемного механизма, размещаемого между кабиной и кузовом. Гидрокрановая установка работает следующим образом.
Основанием грузоподъемного механизма служит трубчатая металлическая колонна, монтируемая на специальной раме. На колонне устанавливается поворотная складывающаяся грузоподъемная стрела. Складывание и подъем стрелы осуществляется с помощью гидроцилиндров, в которые под давлением поступает масло из гидроусилителя управления краном. В положении для транспортирования крана она складывается и помещается в пространстве между кабиной и кузовом. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ в зависимости от месторасположения груза стрела в сложенном горизонтальном положении подводится к грузу и с помощью грузоподъемного крюка груз подвешивается к ней. Стрела складывается, поднимается и, перемещает груз по кузову и опускает его в требуемое место в кузове. Гидроподъемный механизм оборудуется выносным кнопочным пультом управления.
Таблица 10.2 - Технические характеристики авторефрижераторов
Показатели | IA4 | ЛуМ3-89ОЕ | ЛуМ3-8930 |
Грузоподъемность, кг | 1500 | 3500 | 3850 |
Внутренние размеры кузова, мм: длина ширина высота |
3460 1840 1760 |
3085 2080 1665 |
3085 2080 1665 |
Объем кузова, м3 | 11,2 | 10,0 | 10,0 |
Погрузочная высота, мм | 1180 | 1370 | 1460 |
Проем двери, мм: ширина высота |
1480 1700 |
1400 1600 |
1400 1600 |
Диапазон регулирования температуры, °С | От -18 до 4 |
Автомобили с грузоподъемным бортом обеспечивают погрузку и разгрузку груза при различной высоте кузова и приемной эстакады. При этом в отдельных случаях можно поднимать грузы с уровня земли до уровня пола кузова.
Грузоподъемные устройства могут быть вилочные для грузов цилиндрической формы (бочки, рулоны бумаги и др.) или платформенные, встроенные или навесные (съемные), с тросовым или рычажным механизмами подъема, с гидравлическим или электромеханическим приводом. Автомобили в общем случае снабжены задней двухстворчатой дверью, раскрываемой, как правило, на 270°. В отдельных случаях в закрытом положении грузоподъемная платформа является дверью, закрывающей заднюю часть кузова по всей ширине и высоте.
Грузоподъемность механизма с грузоподъемным бортом - от 0,5 до 3т при времени цикла подъема и опускания около 10-12 с и погрузочной высоте до 1,4 м. Как правило, грузоподъемный борт представляет собой сварную раму, выполненную из гнутых профилей с листовым металлическим настилом. Опускание и подъем борта осуществляется с помощью подъемников соответствующего типа. Для удержания подъемной площадки в горизонтальном положении имеются цепи.
- Введение
- Модуль 1.
- Тема 1. Научно-технический прогресс в торговле и основные направления его развития
- Научно-технический прогресс и его влияние на развитие торговли
- 1.2 Классификация технических средств используемых в торговле
- Контрольные вопросы для изучения темы «Научно-технический прогресс в торговле и основные направления его развития»
- Тесты для самоконтроля знаний по теме «Научно-технический прогресс в торговле и основные направления его развития»
- Задание для самостоятельной работы, по теме «Научно-технический прогресс в торговле и основные направления его развития»
- Тема 2. Общие сведения о торгово-технологическом оборудовании
- Основные понятия о машинах и механизмах
- Технико-экономические характеристики торгово-технологического оборудования
- Контрольные вопросы по теме «Общие сведения о торгово-технологическом оборудовании»
- Тесты для самоконтроля знаний по теме «Общие сведения о торгово-технологическом оборудовании»
- 2.5 Задание для самостоятельной работы по теме «Общие сведения о торгово-технологическом оборудовании»
- Тема 3. Подъемно-транспортное оборудование
- 3.1 Назначение и классификация подъемно-транспортного оборудования
- 3.2 Основные узлы и механизмы подъемно-транспортного оборудования
- 3.3 Виды подъемно-транспортного оборудования
- 3.3.1 Грузоподъемные механизмы и машины
- 3.3.2 Транспортирующие машины и механизмы
- 3.3.3 Погрузочно-разгрузочные машины
- 3.4 Расчет часовой производительности и потребности в подъемно-транспортном оборудовании
- 3.5 Контрольные вопросы по теме «Подъемно-транспортное оборудование»
- 3.6 Тесты для самоконтроля знаний по теме «Подъемно-транспортное оборудование»
- 3.7 Ситуационные вопросы по теме «Подъемно-транспортное оборудование»
- 3.8 Задание для самостоятельной работы по теме «Подъемно-транспортное оборудование»
- Модуль 2.
- Тема 4. Весоизмерительное оборудование
- 4.1 Классификация торговых весов
- 4.2 Требования, предъявляемые к весам
- 4.2.1 Метрологические (технические) требования
- 4.2.2 Торгово-эксплуатационные требования
- 4.2.3 Санитарно-гигиенические требования
- 4.3 Устройство рычажных механических весов
- 4.5 Контрольные вопросы по теме «Весоизмерительное оборудование»
- 4.6 Тесты для самопроверки знаний по теме «Весоизмерительное оборудование»
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Вопрос 5.
- Вопрос 6.
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Ситуационные вопросы по теме «Весоизмерительное оборудование»
- Задание для самостоятельной работы по теме «Весо-измерительное оборудование»
- Тема 5. Холодильное оборудование
- 5.1 Значение использования искусственного охлаждения в предприятиях пищевой промышленности и торговли
- 5.2 Способы получения искусственного холода
- 5.3 Устройство и принцип действия компрессионной холодильной машины
- 5.4 Холодильные агенты
- Торговое холодильное оборудование (тхо)
- 5.6 Конструкция стационарных холодильных камер
- 5.7 Контрольные вопросы по теме «Холодильное оборудование»
- 5.8 Тесты для самопроверки знаний по теме «Холодильное оборудование»
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Вопрос 5.
- 5.9 Ситуационные вопросы по теме «Холодильное оборудование»
- 5.10 Задание для самостоятельной работы по теме «Холодильное оборудование»
- Тема 6. Торговые автоматы
- 6.1 Назначение и классификация торговых автоматов
- 6.2 Устройство торговых автоматов
- 6.3 Автоматы для продажи жидких и штучных товаров
- 6.4 Эксплуатация торговых автоматов
- 6.5 Контрольные вопросы по теме «Торговые автоматы»
- 6.6 Тесты для самопроверки знаний по теме «Торговые автоматы»
- 6.7 Ситуационные вопросы по теме «Торговые автоматы»
- 6.8 Задание для самостоятельной работы по теме «Торговые автоматы»
- Тема 7. Оборудование для расчета с покупателями
- 7.1 Назначение контрольно-кассовых аппаратов, преимущество автоматизированных способов расчета с покупателями
- 7.2 Классификация электронных контрольно-кассовых аппаратов
- 7.3 Общие принципы устройства контрольно-кассовых аппаратов
- 7.4 Кассовые pos-терминалы и их применение в автоматизированных системах управления торговым предприятием
- 7.6 Выбор экка, расчет количества рабочих мест контролеров-кассиров
- 7.7 Контрольные вопросы по теме «Оборудование для расчета с покупателями»
- 7.8 Тесты для самоконтроля знаний по теме «Оборудование для расчета с покупателями»
- 7.10 Задание для самостоятельной работы по теме «Оборудование для расчета с покупателями»
- Тема 8. Фасовочно-упаковочное оборудование
- 8.1 Значение механизации фасовочно-упаковочных операций в торговле
- 8.2 Классификация фасовочно-упаковочного оборудования и способы формирования доз
- 8.4 Упаковочное оборудование
- 8.5 Контрольные вопросы по теме «Фасовочно-упаковочное оборудование»
- 8.6 Тесты для самопроверки знаний по теме «Фасовочно-упаковочное оборудование»
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- 8.7 Задание для самостоятельной работы по теме «Фасовочно-упаковочное оборудование»
- Глава 9. Измельчительно-режущее оборудование
- 9.1 Назначение и классификация измельчительно-режущего оборудования, способы резания и измельчения
- 9.2 Общие сведения о измельчительно-режущем оборудовании
- 9.3 Устройство, принцип действия и эксплуатация машин для нарезки гастрономических продуктов и мясорубки
- 9.4 Контрольные вопросы по теме «Измельчительно-режущее оборудование»
- 9.5 Тесты для самоконтроля знаний по теме «Измельчительно-режущее оборудование»
- 9.5 Ситуационные вопросы по теме «Измельчительно-режущее оборудование»
- 9.6 Задание для самостоятельной работы по теме «Измельчительно-режущее оборудование»
- Тема 10. Торговый транспорт и контейнерные перевозки
- 10.1 Назначение и классификация автомобильных транспортных средств используемых в торговле
- 10.2 Контейнеры и контейнерные перевозки товаров
- 10.3 Тара-оборудование используемое в торговле
- 10.4 Контрольные вопросы по теме «Торговый транспорт и контейнерные перевозки»
- 10.5 Тесты для самоконтроля знаний по теме «Торговый транспорт и контейнерные перевозки»
- Вопрос 8.
- Вопрос 9.
- Вопрос 10.
- 10.6 Задание для самостоятельной работы по теме «Торговый транспорт и контейнерные перевозки»
- Тема 11. Надежность, техническое обслуживание и ремонт торгового оборудования
- 11.1 Основные понятия о надежности оборудования
- 11.2 Общие правила эксплуатации оборудования
- 11.3 Организация технического обслуживания и ремонта торгового оборудования
- 11.4 Контрольные вопросы по теме «Надежность, техническое обслуживание и ремонт торгового оборудования»
- 11.5 Тесты для самоконтроля знаний по теме «Надежность, техническое обслуживание и ремонт торгового оборудования»
- Вопрос 12.
- 11.6 Задание для самостоятельной работы по теме «Надежность, техническое обслуживание и ремонт торгового оборудования»
- Контрольные вопросы по дисциплине «торговое оборудование»
- Ответы на тестовые задания
- Список литературы
- 83023, М. Донецьк, вул. Харитонова, 10. Тел.: (062) 97-60-45