44. Сборка сборочных единиц с цельными подшипниками скольжения.
Установка подшипников скольжения в корпусе зависит от конструкции подшипников и собираемой сборочной единицы. Подшипники скольжения бывают цельными и разъемными. Цельный подшипник представляет собой втулку, изготовленную из антифрикционного материала, а разъемный - состоит из двух частей-вкладышей с диаметральным разъемом.
Процесс установки цельного подшипника (втулки) в корпус включает его запрессовку, закрепление от провертывания и подгонку отверстия.
Запрессовку, в зависимости от размеров втулки и корпуса, а также натяга в сопряжении, производят при обычной температуре, с нагревом корпуса или с охлаждением втулки. Перед запрессовкой втулка и отверстие корпуса должны быть тщательно осмотрены, острые углы на торцах зачищены, а поверхности сопряжения протерты и при больших натягах, как правило, смазаны машинным маслом или другими смазками для избежание задира сопрягаемых поверхностей деталей.
Простейший способ запрессовки втулки в корпус - при помощи обычной универсальной выколотки и молотка в условиях единичного и мелкосерийного производства. Удовлетворительные результаты получаются при малых натягах, относительно большой толщине стенок втулки и при тщательном выполнении операции, обеспечивающем надежное центрирование втулки и отверстия корпуса. Для этого применяют несложные приспособления, обеспечивающие втулке направление и предотвращающие ее перекашивание. Однако диаметр втулки при этом способе запрессовки уменьшается и возможно также искажение ее формы. Поэтому при значительных натягах тонкостенных втулок, во избежание перекосов и сдавливания их, они при запрессовке более точно центрируются относительно отверстия в корпусе с помощью утолщенной цилиндрической части самой оправки, которая создает направление для запрессовки и центрирует втулку в этом направлении. Для избежания перекоса самой оправки она может иметь направляющий стержень, который обеспечивает необходимое центрирование оправки по отношению к отверстию корпуса. Последовательную запрессовку нескольких втулок производят с помощью спецприспособлений, которые обычно используются и для выпрессовки втулок из отверстий корпуса. При монтаже втулок в стесненных или неудобных для работы руками местах корпуса, целесообразно пользоваться оправкой с тремя подпружиненными шариками, которые удерживают втулку на центрирующей части оправки.
При установке втулок с нагревом охватывающей детали, последнюю помещают в электрическую печь или ванну с горячим маслом. Время выдержки зависит от формы, веса и материала детали. Запрессовку втулки в нагретый корпус следует проводить по возможности быстро, так как втулка будет нагреваться и расширяться, что усложнит операцию. Если втулка идет неправильно или деформируется, то запрессовку надо прекратить, а втулку при помощи выколотки аккуратно выпрессовать. Установить причину погрешности и устранить ее. Аналогично поступают и при установке в отверстие корпуса втулки с ее охлаждением.
После установки втулки в отверстие корпуса, ее, как правило, закрепляют от провертывания: стопором с резьбой (в корпусе резьбовое отверстие под стопор сделано заранее и по нему сверлят сквозное или глухое отверстие во втулке после ее запрессовки), штифтом (по отверстию в буртике втулки сверлят отверстие в корпусе), винтом (если отверстие под винт и его головку в буртике втулки сделано заранее, то по нему после запрессовки втулки сверлят отверстие в корпусе и нарезают в нем резьбу, либо после запрессовки втулки сверлят в буртике отверстие под резьбу, затем буртик втулки рассверливают и зенкуют под винт, нарезают резьбу в корпусе и заворачивают винт так, чтобы его головка была утоплена относительно торца на 0,2-0,Змм), резьбовым штифтом (сверлится отверстие под резьбу и нарезается в нем резьба после запрессовки втулки), гладким стопором (удерживается в корпусе за счет обжатия металла) либо коническим штифтом (в корпусе отверстие под штифт сделано заранее, по нему высверливается лыска перпендикулярно цилиндрической образующей во втулке и ударами молотка запрессовывается конический штифт).
При посадках со значительным натягом, зачастую искажается форма и уменьшается размер отверстия втулки, что требует дополнительной обработки отверстия после монтажа втулки. Чистовое растачивание или протягивание втулки производят в механических цехах, а развертывание, шабрение и калибрование - обычно в сборочных. После развертывания острые кромки зачищают шабером и тщательно промывают сборочную единицу. Калибрование выполняют на пневматическом
прессе либо шариком прошивкой - обеспечивая
IT7-IT8 и Ra= 1.6-0.4мкм при припусках от 0,09 до 0,15мм (цветные сплавы, чугун, сталь). При малых натягах дополнительная обработка, как правило, не требуется, но обязательно закрепление подшипника от провертывания.
Известно, что допускаемая удельная нагрузка на цапфе вала будет тем больше, чем тоньше масляный слой в подшипнике, который зависит от состояния подшипника и может быть тем меньше, чем тщательнее обработаны и собраны цапфа и втулка. Если хорошо обработанная втулка при сборке деформируется и получит овальную или коническую форму, а также если она будет установлена с перекосом или будет повреждена ее рабочая поверхность, то вследствие этих погрешностей в подшипниках возможно местное сухое трение, так как толщина масляного слоя в разных местах будет различной, что приведет к снижению несущей способности подшипника, он будет работать ненормально и быстрее износится. Поэтому после сборки следует тщательно проверить состояние рабочей поверхности и форму запрессованной втулки, не допуская указанных дефектов, а также царапин, трещин, отслаивания антифрикционного слоя и других погрешностей.
Овальность и конусность отверстия запрессованной втулки обнаруживают промером диаметров отверстия индикаторным нутромером в двух взаимно перпендикулярных направлениях в двух-трех поясах, либо с помощью пневматических калибров в условиях массового производства. Перпендикулярность оси отверстия запрессованной втулки торцу корпуса проверяется: с помощью угольника измерительного устройства, краем буртика калибра (с использованием щупа), на краску, либо контрольным приспособлением с индикатором. Контролируется, в случае необходимости, торцевое сопряжение вала с втулкой по галтели. Иногда для получения галтели втулку после запрессовки развальцовывают на сверлильном станке или с помощью сверлильной машинки, применяя вальцовки с фигурными роликами.
В ряде конструкций сборочных единиц вместо цельных предусмотрены свёртные втулки, изготовленные из калиброванной антифрикционной или биметаллической (сталебронзовой, сталебаббитовой) ленты. Эти втулки, например, применяют в шатунах многих двигателей внутреннего сгорания. Сборочные единицы с такими втулками собирают также, как и с цельными втулками.
Широкое распространение получают подшипники скольжения из пластических масс, например, из полиамидов (поликапролактама, нейлона, капрона и др.). Цельные пластмассовые втулки с разрезом, выполняющие роль компенсирующего зазора, монтируют как металлические свертные. Зазоры в сопряжениях с валом пластмассовых втулок несколько больше, чем при металлических втулках, так как при работе из- за худшей теплопроводности полимерных материалов их размеры больше изменяются, что может привести к заклиниванию вала.
- 6. Методы сборки: полной, неполной, групповой взаимозаменяемости
- 11. Точность сборочных соединений
- 12. Организационные формы сборки машин: стационарная и подвижная, в том числе, применение средств вычислительной техники при их реализации
- 13. Факторы, влияющие на продолжительность трудового процесса
- 14. Принципиальный подход к оптимизации трудового процесса сборки изделия
- 18Приспособления, применяемые при сборке
- 19 Вспомогательное оборудование сборочных цехов: подъемное, подъемно-транспортное, транспортное
- 20 Мойка деталей и сборочных единиц
- 21 Окраска деталей и сборочных единиц
- 23. Контроль качества выполненных сборочных работ
- 24 Балансировка сборочных единиц и изделий в сборе
- 25. Испытание и проверка новых сборочных единиц и машин
- 27 Пригоночные работы при сборке и виды приводов механизированного инструмента
- 28. Пригоночные работы: опиливание и зачистка, сверление, развертывание и нарезание резьбы, торцевание и шарошение
- 29. Пригоночные работы: притирка, полирование, шабрение и
- 30. Состояние сборочных процессов и пути повышения качества изделий и их сборочных единиц
- 31. Перспективы развития сборочного производства, в том числе в зарубежном машиностроении
- 32. Сборка неподвижных неразъемных соединений с нагревом охватывающей детали.
- 33. Сборка неподвижных неразъемных соединений
- 34. Сборка продольно-прессовых соединений.
- 35. Сборка соединений, собираемых путем пластической деформации деталей.
- 36Сборка соединений сваркой.
- 37 Сборка соединений пайкой.
- 38. Сборка соединений склеиванием.
- 39.Сборка заклепочных соединений.
- 40. Сборка неподвижных разъемных конических соединений.
- 41. Сборка разъемных шлнцевых соединений.
- 42. Сборка разъемных соединений со шпонкой.
- 43. Сборка неподвижных разъемных резьбовых соединений.
- 44. Сборка сборочных единиц с цельными подшипниками скольжения.
- 45. Сборка сборочных единиц с разъемными подшипниками скольжения (толстостенными и тонкостенными).
- 46. Сборка сборочных единиц с радиальными шарикоподшипниками.
- 47. Сборка сборочных единиц с упорными коническими подшипниками качения.
- 48. Укладка многоопорного вала в подшипники.
- 49. Сборка сборочных единиц с игольчатыми подшипниками качения.
- 50.Сборка сборочных единиц с осями и пальцами.
- 51. Сборка составных валов и муфт.
- 52.Сборка подвижны конических соединений.
- 53. Сборка маховиков и шкивов с валами.
- 54. Сборка соединений с деталями базирующимися на плоскостях.
- 55. Сборка сборочных единиц с цилиндрическими
- 56. Сборка гидравлических и пневматических сборочных единиц.
- 57. Общие положения сборки зубчатых и цепных передач.
- 58. Сборка цилиндрических зубчатых передач.
- 59. Сборка конических зубчатых передач.
- 60. Сборка червячных передач.
- 61. Сборка цепных передач.
- 62 Основные положения автоматизации сборки и технологичность деталей и изделий.
- 63 Связь технологического процесса автоматической сборки с оборудованием и качественная характеристика деталей и средств контроля автоматической сборки.
- 64 Загрузочно-ориентирующие и транспортные механизмы при автоматической сборке.