logo search
263_2009

44. Сборка сборочных единиц с цельными подшипниками скольжения.

Установка подшипников скольжения в корпусе зависит от конст­рукции подшипников и собираемой сборочной единицы. Подшипники скольжения бывают цельными и разъемными. Цельный подшипник представляет собой втулку, изготовленную из антифрикционного мате­риала, а разъемный - состоит из двух частей-вкладышей с диаметраль­ным разъемом.

Процесс установки цельного подшипника (втулки) в корпус вклю­чает его запрессовку, закрепление от провертывания и подгонку отвер­стия.

Запрессовку, в зависимости от размеров втулки и корпуса, а так­же натяга в сопряжении, производят при обычной температуре, с на­гревом корпуса или с охлаждением втулки. Перед запрессовкой втулка и отверстие корпуса должны быть тщательно осмотрены, острые углы на торцах зачищены, а поверхности сопряжения протерты и при боль­ших натягах, как правило, смазаны машинным маслом или другими смазками для избежание задира сопрягаемых поверхностей деталей.

Простейший способ запрессовки втулки в корпус - при помощи обычной универсальной выколотки и молотка в условиях единичного и мелкосерийного производства. Удовлетворительные результаты полу­чаются при малых натягах, относительно большой толщине стенок втулки и при тщательном выполнении операции, обеспечивающем на­дежное центрирование втулки и отверстия корпуса. Для этого приме­няют несложные приспособления, обеспечивающие втулке направле­ние и предотвращающие ее перекашивание. Однако диаметр втулки при этом способе запрессовки уменьшается и возможно также искаже­ние ее формы. Поэтому при значительных натягах тонкостенных вту­лок, во избежание перекосов и сдавливания их, они при запрессовке более точно центрируются относительно отверстия в корпусе с помо­щью утолщенной цилиндрической части самой оправки, которая созда­ет направление для запрессовки и центрирует втулку в этом направле­нии. Для избежания перекоса самой оправки она может иметь направ­ляющий стержень, который обеспечивает необходимое центрирование оправки по отношению к отверстию корпуса. Последовательную за­прессовку нескольких втулок производят с помощью спецприспособ­лений, которые обычно используются и для выпрессовки втулок из от­верстий корпуса. При монтаже втулок в стесненных или неудобных для работы руками местах корпуса, целесообразно пользоваться оправкой с тремя подпружиненными шариками, которые удерживают втулку на центрирующей части оправки.

При установке втулок с нагревом охватывающей детали, послед­нюю помещают в электрическую печь или ванну с горячим маслом. Время выдержки зависит от формы, веса и материала детали. Запрес­совку втулки в нагретый корпус следует проводить по возможности быстро, так как втулка будет нагреваться и расширяться, что усложнит операцию. Если втулка идет неправильно или деформируется, то за­прессовку надо прекратить, а втулку при помощи выколотки аккуратно выпрессовать. Установить причину погрешности и устранить ее. Ана­логично поступают и при установке в отверстие корпуса втулки с ее охлаждением.

После установки втулки в отверстие корпуса, ее, как правило, за­крепляют от провертывания: стопором с резьбой (в корпусе резьбовое отверстие под стопор сделано заранее и по нему сверлят сквозное или глухое отверстие во втулке после ее запрессовки), штифтом (по отвер­стию в буртике втулки сверлят отверстие в корпусе), винтом (если от­верстие под винт и его головку в буртике втулки сделано заранее, то по нему после запрессовки втулки сверлят отверстие в корпусе и нарезают в нем резьбу, либо после запрессовки втулки сверлят в буртике отвер­стие под резьбу, затем буртик втулки рассверливают и зенкуют под винт, нарезают резьбу в корпусе и заворачивают винт так, чтобы его головка была утоплена относительно торца на 0,2-0,Змм), резьбовым штифтом (сверлится отверстие под резьбу и нарезается в нем резьба после запрессовки втулки), гладким стопором (удерживается в корпусе за счет обжатия металла) либо коническим штифтом (в корпусе отвер­стие под штифт сделано заранее, по нему высверливается лыска пер­пендикулярно цилиндрической образующей во втулке и ударами мо­лотка запрессовывается конический штифт).

При посадках со значительным натягом, зачастую искажается форма и уменьшается размер отверстия втулки, что требует дополни­тельной обработки отверстия после монтажа втулки. Чистовое растачи­вание или протягивание втулки производят в механических цехах, а развертывание, шабрение и калибрование - обычно в сборочных. После развертывания острые кромки зачищают шабером и тщательно промы­вают сборочную единицу. Калибрование выполняют на пневматическом

прессе либо шариком

прошивкой - обеспечивая

IT7-IT8 и Ra= 1.6-0.4мкм при припусках от 0,09 до 0,15мм (цветные сплавы, чугун, сталь). При малых натягах дополнительная обработка, как правило, не требуется, но обязательно закрепление подшипника от провертывания.

Известно, что допускаемая удельная нагрузка на цапфе вала будет тем больше, чем тоньше масляный слой в подшипнике, который зависит от состояния подшипника и может быть тем меньше, чем тщательнее обработаны и собраны цапфа и втулка. Если хорошо обработанная втул­ка при сборке деформируется и получит овальную или коническую форму, а также если она будет установлена с перекосом или будет по­вреждена ее рабочая поверхность, то вследствие этих погрешностей в подшипниках возможно местное сухое трение, так как толщина масля­ного слоя в разных местах будет различной, что приведет к снижению несущей способности подшипника, он будет работать ненормально и быстрее износится. Поэтому после сборки следует тщательно проверить состояние рабочей поверхности и форму запрессованной втулки, не до­пуская указанных дефектов, а также царапин, трещин, отслаивания ан­тифрикционного слоя и других погрешностей.

Овальность и конусность отверстия запрессованной втулки обна­руживают промером диаметров отверстия индикаторным нутромером в двух взаимно перпендикулярных направлениях в двух-трех поясах, либо с помощью пневматических калибров в условиях массового производст­ва. Перпендикулярность оси отверстия запрессованной втулки торцу корпуса проверяется: с помощью угольника измерительного устройства, краем буртика калибра (с использованием щупа), на краску, либо кон­трольным приспособлением с индикатором. Контролируется, в случае необходимости, торцевое сопряжение вала с втулкой по галтели. Иногда для получения галтели втулку после запрессовки развальцовывают на сверлильном станке или с помощью сверлильной машинки, применяя вальцовки с фигурными роликами.

В ряде конструкций сборочных единиц вместо цельных преду­смотрены свёртные втулки, изготовленные из калиброванной антифрик­ционной или биметаллической (сталебронзовой, сталебаббитовой) лен­ты. Эти втулки, например, применяют в шатунах многих двигателей внутреннего сгорания. Сборочные единицы с такими втулками собира­ют также, как и с цельными втулками.

Широкое распространение получают подшипники скольжения из пластических масс, например, из полиамидов (поликапролактама, ней­лона, капрона и др.). Цельные пластмассовые втулки с разрезом, выпол­няющие роль компенсирующего зазора, монтируют как металлические свертные. Зазоры в сопряжениях с валом пластмассовых втулок не­сколько больше, чем при металлических втулках, так как при работе из- за худшей теплопроводности полимерных материалов их размеры больше изменяются, что может привести к заклиниванию вала.