48. Укладка многоопорного вала в подшипники.
Перед укладкой вала необходимо проверить правильность установки вкладышей в корпусе и крышках подшипников. Вкладыши должны плотно прилегать к поверхности постелей. Штифты, удерживающие их от провертывания, не должны выступать над поверхностью трения.
Очень важно проверить чистоту всех деталей, комплектность вала и вкладышей, а также при взаимозаменяемых подшипниках - принадлежность деталей к единым размерным группам и местам их постановки по принятой маркировке.
Если толстостенные подшипники требуют при сборке пригонки, то укладку вала начинают с проверки прилегания его шеек к вкладышам. С этой целью в начале нижние вкладыши устанавливают в корпус и закрепляют прижимами в виде втулок, играющих роль крышек. Затем осматривают шейки вала, протирают их чистой хлопчатобумажной салфеткой и смазывают легким слоем смазки. Вал укладывают на подшипники одновременно всеми шейками (при весе вала более 25кг используются электрические или гидравлические подъемники и специальные захваты). Уложенный вал провертывают на два-три оборота, затем поднимают и проверяют состояние отпечатков краски на вкладышах. Шабрением добиваются, чтобы следы краски были равномерно распределены на площади не менее 75-85% поверхности подшипника, а количество отпечатков не менее 12 на площади 25x25 мм. Поэтому, как правило, требуется многократная установка и проверка прилегания шеек вала и их шабрение.
После этого вкладыши протирают, прижимы снимают, вал со смазанными краской шейками вновь укладывают в нижние вкладыши подшипников и производят поочередную установку крышек с верхними вкладышами подшипников. Если конструкцией предусмотрены на стыках вкладышей регулировочные прокладки, то подбирают одинаковую с обеих сторон вкладыша толщину комплекта прокладок, обеспечивающих при затянутых до отказа гайках, крепящих крышку, проворачивание вала рычагом определенной длины (длина оговаривается в технических требованиях на сборку) с требуемым усилием. При этом сдвигу прокладок препятствуют установочные штифты, а сами комплекты имеют толщину от 0,5 до 5мм при толщине каждой прокладки от 0,1 до 1мм. При установке комплектов прокладок в подшипнике необходимо следить за тем, чтобы толстые прокладки прилегали к корпусу, а тонкие - к крышке подшипника. Благодаря этому при сборке и в условиях эксплуатации можно быстро отрегулировать масляный зазор. Затянув до отказа гайки одного подшипника, провертывают вал рычагом определенной длины на два-три оборота. Затем, сняв крышку, по отпечаткам на рабочей поверхности верхнего вкладыша подшипника обеспечивают шабрением такое же качество прилегания вала к нему, как и к нижнему вкладышу подшипника. Аналогично выполняют работы и по всем остальным коренным подшипникам.
Следует иметь в виду, что когда рабочие поверхности подшипников окончательно обрабатывают в механическом цехе (например, при заливке их свинцовистой бронзой после специального криволинейного растачивания), шабрение таких подшипников при сборке не допускается. После окончательной подгонки подшипников промывают вал и вкладыши в специальных моечных установках или в ванне, прочищают масляные отверстия, обдувают поверхности сжатым воздухом, смазывают вкладыши и шейки вала тонким слоем рабочего масла и устанавливают вал в коренные подшипники.
Последовательность укладки вала в подшипники с тонкостенными вкладышами следующая. Подбирают комплекты вкладышей с учетом размеров шеек вала, монтируют вкладыши в постели корпуса и крышек, обращая внимание на плотность прилегания, а также на положение в канавках фиксирующих усов. Затем обдувают все поверхности воздухом, смазывают вкладыши и шейки вала тонким слоем масла, укладывают вал в подшипники, устанавливают крышки и затягивают гайки, которые часто, как и крышки, маркируются при механической обработке. Во избежание перекосов, гайки целесообразно навинчивать попарно от середины к краям. При этом, вначале необходимо навинтить все гайки до соприкосновения с опорными поверхностями, а потом затянуть их окончательно. Для обеспечения равномерности затяжки гаек после гайковерта применяют предельные или динамометрические ключи. Степень затяжки подшипников можно проконтролировать косвенно по величине крутящего момента, необходимого для провертывания вала. Для этого используются либо рычаг определенной длины, либо динамометрические устройства (для более точного определения величины момента).
Масляные зазоры в подшипниках скольжения зависят от типа сопряжения, их напряженности, частоты вращения вала и других факторов. Наивыгодшейшие зазоры в подшипниках определяет конструктор на основании гидродинамической теории смазки и при сборке зазоры необходимо выдерживать в точном соответствии с чертежом. Обычно монтажный зазор составляет около 0,3 от оптимального, что, несмотря на износ подшипников и шеек вала, в процессе эксплуатации машины в течение длительного срока обеспечивает максимальную несущую способность опор скольжения. При сборке зазор в подшипнике определяется при помощи свинцовой проволоки, диаметр которой должен быть на 0,2- 0,3 мм больше возможного, зазоры, либо калиброванной латунной пластинки, толщина которой равна наименьшему зазору при сборке (по величине крутящего момента). В массовом производстве величина масляного зазора непосредственно не контролируется, но затяжка гаек крепления каждой крышки осуществляется с таким же крутящим моментом, как и при установке крышки для совместной обработки постели (для подшипников повышенной точности - уменьшается на 10-15% , так как при повторных затяжках с тем же крутящим моментом несколько увеличивается осевое усилие, что может исказить форму подшипника - овальность или конусность отверстия).
Следует иметь в виду, что при строгом соблюдении технологии укладки вала в подшипники, вал иногда вращается более туго, чем требуется. В этом случае путем последовательного ослабления гаек, крепящих крышки, определяют какой именно подшипник «захватывает» вал. Вкладыши этого подшипника еще раз подшабривают (для толстостенных подшипников), вводят дополнительную регулировочную прокладку (если это предусмотрено конструкцией и оговорено в технологии сборки) или заменяют, как правило, оба вкладыша тонкостенного подшипника. Регулировать зазоры путем неполного затягивания гаек нельзя.
Кроме радиальных зазоров, большое влияние на работоспособность вала и подшипников оказывают осевые зазоры, особенно при наличии на валу конструктивных элементов, создающих во время работы машины силы, действующие вдоль оси вала (фрикционные включатели, кулачковые муфты, конические зубчатые зацепления). В многоопорных валах с упорными буртиками осевые зазоры необходимы также для компенсации неравномерного удлинения вала и корпуса при нагреве их во время работы машины. Величина осевых зазоров зависит от конструктивных особенностей сборочной единицы и обычно лежит в пределах от 0,1 до 0,8мм. При сборке требуемые осевые зазоры выдерживают обычно за счет предусмотренного конструкцией компенсатора, например, уменьшения толщины буртиков вкладышей подшипника путем торцевания, ввертывания или отвертывания упорного винта, подбора дистанционных втулок соответствующей высоты и пр. Осевой зазор обычно проверяют щупом или индикатором при крайних смещениях вала.
- 6. Методы сборки: полной, неполной, групповой взаимозаменяемости
- 11. Точность сборочных соединений
- 12. Организационные формы сборки машин: стационарная и подвижная, в том числе, применение средств вычислительной техники при их реализации
- 13. Факторы, влияющие на продолжительность трудового процесса
- 14. Принципиальный подход к оптимизации трудового процесса сборки изделия
- 18Приспособления, применяемые при сборке
- 19 Вспомогательное оборудование сборочных цехов: подъемное, подъемно-транспортное, транспортное
- 20 Мойка деталей и сборочных единиц
- 21 Окраска деталей и сборочных единиц
- 23. Контроль качества выполненных сборочных работ
- 24 Балансировка сборочных единиц и изделий в сборе
- 25. Испытание и проверка новых сборочных единиц и машин
- 27 Пригоночные работы при сборке и виды приводов механизированного инструмента
- 28. Пригоночные работы: опиливание и зачистка, сверление, развертывание и нарезание резьбы, торцевание и шарошение
- 29. Пригоночные работы: притирка, полирование, шабрение и
- 30. Состояние сборочных процессов и пути повышения качества изделий и их сборочных единиц
- 31. Перспективы развития сборочного производства, в том числе в зарубежном машиностроении
- 32. Сборка неподвижных неразъемных соединений с нагревом охватывающей детали.
- 33. Сборка неподвижных неразъемных соединений
- 34. Сборка продольно-прессовых соединений.
- 35. Сборка соединений, собираемых путем пластической деформации деталей.
- 36Сборка соединений сваркой.
- 37 Сборка соединений пайкой.
- 38. Сборка соединений склеиванием.
- 39.Сборка заклепочных соединений.
- 40. Сборка неподвижных разъемных конических соединений.
- 41. Сборка разъемных шлнцевых соединений.
- 42. Сборка разъемных соединений со шпонкой.
- 43. Сборка неподвижных разъемных резьбовых соединений.
- 44. Сборка сборочных единиц с цельными подшипниками скольжения.
- 45. Сборка сборочных единиц с разъемными подшипниками скольжения (толстостенными и тонкостенными).
- 46. Сборка сборочных единиц с радиальными шарикоподшипниками.
- 47. Сборка сборочных единиц с упорными коническими подшипниками качения.
- 48. Укладка многоопорного вала в подшипники.
- 49. Сборка сборочных единиц с игольчатыми подшипниками качения.
- 50.Сборка сборочных единиц с осями и пальцами.
- 51. Сборка составных валов и муфт.
- 52.Сборка подвижны конических соединений.
- 53. Сборка маховиков и шкивов с валами.
- 54. Сборка соединений с деталями базирующимися на плоскостях.
- 55. Сборка сборочных единиц с цилиндрическими
- 56. Сборка гидравлических и пневматических сборочных единиц.
- 57. Общие положения сборки зубчатых и цепных передач.
- 58. Сборка цилиндрических зубчатых передач.
- 59. Сборка конических зубчатых передач.
- 60. Сборка червячных передач.
- 61. Сборка цепных передач.
- 62 Основные положения автоматизации сборки и технологичность деталей и изделий.
- 63 Связь технологического процесса автоматической сборки с оборудованием и качественная характеристика деталей и средств контроля автоматической сборки.
- 64 Загрузочно-ориентирующие и транспортные механизмы при автоматической сборке.